Телеканал для нужд общества

Вопрос о создании Общественного телевидения в Украине откладывается на полгода – до окончания избирательной кампании. За это время руководство страны планирует провести качественные изменения Национальной телекомпании Украины

Представляя коллективу НТКУ нового руководителя, глава Секретариата президента Олег Рыбачук заверил журналистов, что создание Общественного телевидения является одним из приоритетов президента Виктора Ющенко, и этот вопрос постоянно находится в поле его внимания.

Кто нуждается в Общественном телевидении

О необходимости скорейшего реформирования Национальной телекомпании заговорили сразу же после инаугурации Ющенко. Начало кардинальных изменений связывали с назначением нового главы НТКУ, который должен был сменить на посту Александра Савенко, ушедшего в отставку после президентских выборов. Тогда двумя основными претендентами на пост руководителя национальной телекомпании были Александр Ткаченко – глава правления «Нового канала» и народный депутат Тарас Стецькив, который в марте был назначен на эту должность.

Вместе со Стецькивым на УТ-1 во главе с Андреем Шевченко пришла команда журналистов, которая начала свою деятельность с радикальных изменений в работе информационной службы канала. Именно к новостийным и аналитическим программам телевидения высказывалось больше всего претензий, поскольку они были активно задействованы в избирательной кампании, часто освещая ее события неадекватно.

Отставка Стецькива с поста президента НТКУ в начале сентября этого года создала новый виток активности в деле Общественного вещания. Среди причин, вынудивших его пойти в отставку, Стецькив назвал отсутствие понимания и поддержки со стороны президента в деле реформирования НТКУ. Но вскоре после отставки Стецькива было объявлено, что президент намерен определить нового руководителя Национальной телекомпании по результатам конкурса концепций реформирования государственного телевидения.

Влияние экспертов

В конце прошлого года 13 общественных организаций, среди которых были общественная организация «Телекритика», Киевский независимый медиа-профсоюз, Интерньюз-Украина, «Новая студия», Союз журналистов Украины создали коалицию «Общественное вещание». Целью деятельности коалиции было содействие созданию Общественного вещания в Украине и обеспечение контроля над этим процессом. Таким образом, коалиция привлекла к деятельности по созданию Общественного вещания всех известных экспертов, занимавшихся этим вопросом в Украине.

По мнению одного из активных участников коалиции, главного редактора «Телекритики» Натальи Лигачевой, ее участники смогли достичь единого видения по основным вопросам деятельности общественного вещания. Представители коалиции вошли в состав рабочей группы по созданию закона об Общественном вещании, который сейчас находится на рассмотрении Верховной Рады.

Законодательный аспект

Закон об Общественном вещании прошел первое чтение в парламенте, но был отправлен депутатами на повторное второе. Причиной этого стала недостаточно четкая регламентация процедуры назначения руководства Общественного телевидения. Законопроект в нынешнем виде предоставляет право назначать наблюдательный совет парламенту и общественным организациям, президент не имеет возможности влиять на назначения. По мнению Лигачевой, соответствующие изменения позволят законопроекту пройти второе чтение и быть принятым. «Президент тоже должен иметь возможность влиять на назначение руководства Общественного вещания», – заявил в интервью «ДЕЛУ» Шевченко.

Принципиальные противники

Противниками этой концепции на сегодня являются профсоюзы работников НТКУ, а также глава Государственного комитета по вопросам телевидения и радиовещания Иван Чиж. По мнению Чижа, создание Общественного телевидения не должно означать ликвидацию государственного, поскольку именно гостелевидение призвано защищать интересы государства в информационной сфере. Проекты Общественного вещания на нескольких каналах Чиж называет монстрами.

До недавнего времени финансирование деятельности Национальной телекомпании контролировалось руководством Госкомтелерадио. Деньги, выделенные из госбюджета на нужды телекомпании, попадали на ее счета через счета комитета. Таким образом, телекомпания была распорядителем бюджетных средств второго порядка. Приняв закон, по которому НТКУ со следующего года становится распорядителем бюджетных средств первого порядка, Рада избавила УТ-1 от финансовой зависимости от Государственного комитета, но у Чижа формально остаются другие способы влияния на ситуацию - Госкомтелерадио до сих пор остается ответственным за формирование и исполнение государственного заказа для НТКУ. Именно необходимостью выполнения этого заказа свои действия мотивировал Чиж, назначая в обход президента исполняющего обязанности главы НТКУ.

Представители профсоюзов работников НТКУ, которые выступали с резкой критикой действий Шевченко и его команды, заявили о своем желании сохранения государственного заказа для телекомпании, поскольку госзаказ, по их мнению, гарантирует выплату зарплат и премий.

«Влияние Госкомтелерадио на процессы в НТКУ, было в значительной мере основано на вопросах финансирования, но не только», – считает Лигачева. Несмотря на то, что Государственный комитет по телевидению и радиовещанию является конституционным органом, его деятельность гарантируется несколькими статьями Основного закона – четкой регламентации полномочий и обязанностей этой структуры нет. «В уставе НТКУ очень нечетко прописана роль Госкомтелерадио. Если будет политическая воля руководства страны, то вполне возможно вывести НТКУ из подчинения комитета», - считает Лигачева.

Глава Нового профсоюза работников НТКУ Марьяна Ангелова заверила, что в случае попыток со стороны нового руководства проводить резкие сокращения штата НТКУ, профсоюзы намерены отстаивать свои позиции вплоть до обращения в суд. Именно намерения Шевченко провести значительные кадровые изменения НТКУ вызвали основные протесты профсоюзов.