Пинчук сделал Пинчуку рыбу

В Музее книги и печати открылась совместная выставка известных киевских мастеров арта и пиара Сергея Пояркова и Олега Пинчука, скромно называющих себя гениями

Пинчук и Поярков дружат и сотрудничают уже много лет. Олег Пинчук говорит, что уже не представляет выставку без картин Пояркова, где бы чинно были выставлены только его вычурные «скульптуры-рогоносцы». «Когда висят одни картины или стоят одни скульптуры, это скучно», - шутит он. Еще один плюс - «гуртом і батька легше бити». А кроме того, совместные выставки порождают определенную конкуренцию, которая не позволяет расслабляться и почивать на лаврах.

На открытие выставки пришли не только друзья и коллеги авторов - скульпторы Иван Пилипенко, Михаил Горловой, писатели Юрко Покальчук, дизайнеры Сергей Ермаков и Светлана Вольнова, Анжелика Рудницкая, Александр Биргинец. Посетил выставку и министр по делам семьи, молодежи и спорта Юрий Павленко. Еще одним гостем, возле которого, словно возле экспоната, старались сфотографироваться, был Виктор Пинчук. Оказывается, среди экспонатов богатейшей коллекции любителя современного искусства есть и скульптуры его однофамильца Олега Пинчука.

«Между прочим, господин Пинчук считает свою очаровательную жену Лену соавтором моих работ, - рассказал Олег Пинчук. - Однажды она попросила меня сделать скульптуру ко дню рожденья мужа. Я подготовил эскиз - рыбу с вытянутым носом. Елена одобрила, и так благодаря ей возникли вытянутые гипертрофированные носы, бивни и клювы, которые работают на красивый силуэт. А до этого я долго не мог уйти от стереотипов».

Олег, в этих вытянутых острых формах клювов, носов, бивней скрывается подсознательная защита от чего-то или от кого-то?

Нет, это не защита. Просто когда я был маленьким мальчиком, любил посещать краеведческие музеи. Когда смотрел на бивни мамонтов, мне казалось, что эти животные должны жить где-то рядом. Понятие времени тогда отсутствовало. Существовало лишь сегодня и завтра, в лучшем случае - вчера. Когда я вырос, свои детские фантазии воплотил в бронзе.

«Королева» - домашний обериг

На выставке сразу привлекает внимание огромная бронзовая скульптура «Королева», которая вальяжно возлежит на паркетном полу. По словам Олега Пинчука, «Королева» является своеобразным домашним оберегом. Она усеяна монетами российских императриц – Анны, Елизаветы и императора Петра I. «Я часто делаю декор из монет. У каждой из них своя история, потому и у скульптуры появляется некий элемент «клада», – рассказывает скульптор. Чуть ниже спины у забавной толстенькой «королевы» («самочки», как называет ее скульптор) «полуносорожки» с огромным длинным бивнем, на котором сидит птичка-звоночек. На бивне можно посидеть, подергать за птичку.

– Олег, сколько же весит ваша «Королева»?

– Это волшебное создание, родившееся в голове художника, который не употребляет ни наркотики, ни алкоголь и не принадлежит к сексуальным меньшинствам, весит больше 100 килограммов. Да, приходится поднимать такие тяжести.

– И сколько же времени вы ее делали?

– Времени на работу ушло уйма. Но главное - не время, а идея. Хотя иногда придумать легко, а вот воплотить в жизнь… Суть в том, что идея не должна «застаиваться». Ее нужно быстро реализовать и освободить свою голову для свежих мыслей.

– А как у вас рождаются идеи?

– Многие их них приходят из бесшабашного детства, когда я рос веселым мальчиком, лазал по деревьям, гонял голубей. Всегда любил наблюдать за птицами: удивляло, почему они умеют летать, а я летаю только во сне. Мои идеи – это смесь самых разных впечатлений. Этот «бульон» и рождает «монстриков», которые «страшные снаружи, но добрые изнутри». Скульптуры – это не куклы Барби. Отличительная черта моих скульптур в том, что они очень добрые. Такие же, как их хозяин - по крайней мере, так мне говорят люди.

– Что вы хотите сказать миру этими своими «монстриками»?

– Найти в уродливом красивое - это главное. Увидеть за внешней оболочкой внутреннюю красоту того же кузнечика или жабы, которых создал Бог и природа.

– Вы дорогой скульптор?

– Нет, я не дорогой скульптор, хотя достаточно зарабатываю. Дорогие скульпторы – это Марино Марини, Джакоммети. Их работы стоят $3-5 млн. Понятие «богатый художник» – это просто смешно. Художник определяется не количеством денег, а количеством идей, которые он воплотил.

– А кто покупает ваши работы и за сколько?

– Это коммерческая тайна. Но если взять список самых богатых людей Украины, России, Запада, то у многих есть мои работы. Для них купить мою скульптуру - «копеечное» дело.

– Есть работы, которые вы не повторяете?

– Таких очень мало. Мировая практика показывает, что работы имеют право существовать в авторских повторах. «Черных квадратов» Малевича всего 6 экземпляров в мире. Сальвадор Дали отливал свои скульптуры от 1000 до 4000 экземпляров. Хотя это уже ширпотреб. Я отливаю свои скульптуры примерно в 9-ти экземплярах. Когда я повторяю, работы получают номера - чтобы не было фальшивых тиражей. Например, «Птица счастья I» или «Бронзовый всадник III».

– Олег, вас можно увидеть практически на всех модных «пати», светских вечерах, балах и т.д. Когда же вы успеваете работать?

– Я с юности обожаю всякие «танцы-шмансы». Круг моих близких очень ограничен, а я человек общительный и жизнерадостный. Если меня приглашают, я не могу не прийти. Тем более, я не алкоголик. На презентациях не пью - успеваю еще и в бассейне поплавать, и с детьми поиграть, и поработать. Хотя все, что я делаю – это работа. То же посещение светского мероприятия - это работа, потому было так много людей на открытии нашей с Сергеем выставки.