Сага о миллиарде

Народный депутат Михаил Поживанов (фракция НРУ) считает, что конфликт между киевской мэрией и Минфином вызван несовершенными межбюджетными отношениями

Настойчивое требование Киевской городской государственной администрации к Министерству финансов перечислить 971,334 млн. грн. городской казне привело к настоящему конфликту. Пока стороны ищут правду в суде, впору сделать выводы и посмотреть на первопричины противостояния.

Фабула «миллиардного спора», в общем-то, достаточно проста. Вот уже который год подряд Киев пользовался железной бюджетной нормой – перевыполняя план по бюджетным отчислениям на определенную сумму, он автоматически надеялся на возвращение этой суммы в виде дотаций в следующем году. Однако текущий 2005 год стал исключением. В марте под напором правительства Юлии Тимошенко Верховная Рада внесла изменения в закон о государственном бюджете- 2005, и вышеупомянутую норму отменили.

Кстати, именно тогда мэр Киева Александр Омельченко должен был воем выть, чтобы норму восстановили. Но не выл… С правительством Тимошенко Омельченко никаких судебных исков не предпринимал. Только служебная переписка и слабенькая перепалка с Минфином. А когда пришло правительство Юрия Еханурова, сразу последовал судебный иск. Видимо, Александр Александрович понимает, что очень сильно по носу не дадут. Тогда зачем этот фарс? Я не исключаю, что спор с министром финансов Виктором Пинзеником затеяли специально для использования на предстоящих выборах мэра Киева.

Вчера фракция Народного руха Украины на своем заседании специально рассматривала этот вопрос. Пригласили Пинзеника. Тот объяснил, что вернуть требуемый киевскими властями почти один миллиард ему запрещает закон. Недавнее судебное заседание, когда суд встал на сторону городской администрации, министр назвал фарсом. По его словам, длилось оно три часа, аргументы Госказначейства и Минфина во внимание не принимались. Поэтому и последовала кассация министерства в вышестоящую судебную инстанцию. Кстати, Пинзеник поставил под сомнение реальное перевыполнение Киевом плана бюджетных поступлений. Якобы не обошлось там без приписок со стороны отдельных сотрудников Минфина.

Впрочем, это уже в компетенции правоохранительных органов. Лишь замечу, что по большому счету перевыполнить Киеву – центру деловой активности - «бюджетный» план достаточно легко. Видимо, в таком деле не обходится и без уловок. К примеру, достаточно в декабре не возвратить налог на добавленную стоимость (а это, как известно, наиболее криминализированный налог) различным металло- и газотрейдерам, как столица сразу перевыполняет план.

…Конечно, с точки зрения киевлянина, любая дополнительная копейка – это хорошо для города. Но не могу не согласиться и с депутатом Верховной Рады Владимиром Бондаренко, который приводит множество примеров нерационального использования имеющихся в городской казне денег. Если убрать, мягко говоря, существующий субъективизм при перераспределении бюджетных денег, то о многих социальных программах просто можно было забыть. Теперь же на «проблемный миллиард» пытаются повесить «всех собак» - вспомнили и о квартирных очередях, неотремонтированных ухабистых дорогах и т.д. Систему формирования доходной части местных бюджетов нужно менять. Город должен знать: сколько у него денег на выполнение закрепленных функций, сколько на выполнение столичных обязательств. Перевыполнил план сбора по налогам? Это остается в городской казне. Недовыполнил? Тогда городской голова несет ответственность перед общиной.

Смело можно предположить, что допустившего бюджетные прорехи мэра электорат вряд ли изберет на последующих выборах. Тогда и надобность в манипуляции цифр отпадет, и ответственность повысится.