Азаров: прогнозирую лишь 2% роста

В интервью «ДЕЛУ» бывший первый вице-премьер-министр Николай Азаров рассказывает, что неправильного в экономике делает новая власть, и в чем ей придется брать пример у власти прежней

Правительство Януковича запустило структурные реформы…

Нынешний проект госбюджета-2006 критикуют все кому не лень. Вы разрабатывали бюджеты прошлых лет. Они были лучше?

– В нынешнем виде правительственный проект принимать нельзя. Я бы отозвал его и сделал новый, как это было в 2002 году. Налоговую нагрузку на бизнес однозначно нужно снижать: сокращение налогов позволит увеличить доходы бюджета, мы в этом убедились еще в 2004-м.

Когда в конце 2002 года было сформировано правительство, в котором я работал, мы получили в наследство кассовый разрыв 8 млрд. грн. Мы пересмотрели предложенный ранее бюджет-2003, сделали его реальным и сбалансированным, установили режим жесточайшей экономии. Да, в первом квартале 2003-го нам пришлось в ручном режиме управлять расходами, но со второго квартала 2003-го бюджет исполнялся уже автоматически. Все бюджетные организации (их 30 тыс.), имели перед собой бюджетную роспись, и с тех пор знали, когда они получат средства на зарплату, на ремонты, на приобретение оборудования. Они, наконец, могли своевременно проводить тендеры, заказывать проектную документацию и планировать свою работу – то есть, избегать авралов и коррупционных рисков. В итоге правительство впервые перешло на систему казначейского исполнения бюджета. Это был фундамент структурных реформ, которые мы запустили.

Какие именно реформы вы имеете в виду?

– Весь 2003 год ушел на подготовку налоговой и пенсионной реформ. С января 2004-го была введена революционная единая 13%-ная ставка подоходного налога и налогообложения, сокращена ставка налога на прибыль предприятий. В бюджете-2004 наше правительство заложило обеспечение работы технопарков. В них мы видели оазисы постиндустриального развития, а в СЭЗах – возможность для иностранных инвесторов реализовывать долгосрочные инвестпроекты.

Затем поддержали упрощенную систему налогообложения для малого бизнеса, а с 1 января 2004 начали реформу пенсионной системы.

Реформы, которые были начаты в 2003 году, позволили обеспечить и в 2003, и в 2004 рекордные темпы ВВП. В отдельные месяцы рост промпроизводства достигал 17-15%.

Критики правительства Януковича говорят, что рост был далеко не таким впечатляющим, и имели место статистические приписки.

Когда кто-то начинает рассказывать, что были какие-то приписки – это либо сказки для приезжих, либо люди попросту элементарно не знакомы с системой государственной отчетности. СБУ занялось госстатистикой, попыталось найти хоть что-нибудь, но что-то ничего не нашло. Потому что расчет был на неосведомленную публику. Когда им стало ясно, что темпы падают, надо же было все это как-то оправдывать.

ВВП считается различными методами и, естественно, существует перекрестный контроль. Поверьте, нашу экономику очень жестко мониторят, прежде всего, наши международные кредиторы – МВФ и Всемирный банк. Они пользуются разными методиками и данными. Можно много об этом рассказывать, но один из интегрирующих показателей, который может проверить каждый: если мы сейчас имеем, к примеру, снижение объема грузоперевозок, то здесь все ясно даже студенту – украинская экономика, основанная на доставке материальных ресурсов к производствам, тормозит.

За счет чего вам удавалось держать столь высокие темпы экономики, чего пока не удается нынешней власти?

– Одно из самых важных направлений нашего правительства – реализация крупных инвестпроектов. Т. е., когда я прогнозировал 9% роста ВВП, я знал, что мы должны обеспечить реализацию инвестпроектов на сумму не меньше 25 млрд. грн. Вот мы их и реализовывали. Например, в 2004 введены в действие два атомных энергоблока и три скоростных железных дороги. Этого не делали никогда - ни до нас, ни после. Назовите хоть одну страну в Европе, где были бы реализованы столь крупные проекты за такой короткий срок? И можете назвать мне хоть один крупный инвестпроект при новой власти?

…а правительство Тимошенко их похоронило

На ваш взгляд, каковы основные причины отмеченного летом сокращения ВВП и промпроизводства?

– Структурные реформы остановлены, о них попросту забыли, и это сразу же стало плохим сигналом бизнесу и экономике в целом. Где продолжение налоговой реформы? Где пенсионная реформа? Где негосударственные пенсионные фонды? Где стабильность собственности? 

Мне трудно спорить с деятелями, управлявшими экономикой эти девять месяцев, потому что у них нет ни концепции, ни стратегии. Неумение управлять экономикой – одна из причин драматического краха созданных позитивов. Правительство втянулось в целую череду кризисов – бензиновый, мясной, валютный, сахарный, и пошло-поехало. При этом стали на путь жесткого администрирования. Я поражен: Сергей Терехин в парламенте всегда меня называл нерыночником, и вдруг в качестве министра экономики издает приказ об ограничении цен на бензин, угрожая, что еще и СБУ на кого-то натравит.

А разве Терехин был неправ, обвиняя вас в административном регулировании экономики?

– Административными рычагами мы не работали. При нас мировые цены на нефть поднялась с $17 до $55 за баррель (более чем втрое!), при новой власти – всего с $55 до $62 (на 15%). А цена на нефтепродукты при правительстве Тимошенко подскочила в 2 раза больше, чем при нас!

И как мы действовали в аналогичной ситуации? Приглашали всех нефтяников, производителей и импортеров, джобберскую сеть и частных реализаторов, и разбирались, по каким ценам они закупают, сколько налогов платят, как возмещается НДС и каковы затраты. Мы говорили: «Ребята, дорогие, вот смотрите, цена на входе, передел, себестоимость нефтепродукта, рентабельность… Давайте подпишем меморандум и удержим цены в разумном диапазоне. Скажите, чем правительство может помочь? Договориться с Россией, чтобы отменили НДС при импорте в Украину? Пожалуйста, сделали!» Это что, был приказ министра? Меморандум нашего правительства с нефтетрейдерами выдерживался с мая 2004 года по февраль-март 2005.

Еще одна причина – они нарисовали абсолютно нереальный бюджет. Взяли наш бюджет-2005, утвержденный в декабре 2004-го, и резко, почти на 30 млрд. грн. увеличили доходы. Но были ли эти 30 млрд. грн. лишними в экономике, чтобы их так перераспределять? Их не было! Когда говорят, что теневые схемы какие-то ликвидированы – это все чепуха. Раздутые доходы – не что иное, как усиление фискального давления на бизнес. За счет переплат, за счет инфляционного налога, за счет невозврата НДС. Мы оставили 1 января 2005-го всего 16 млн. грн. просроченного НДС, а сейчас – больше 3,5 млрд. грн., а это все берется из кармана бизнеса.

И насколько, по вашим оценкам, в этом году увеличилась налоговая нагрузка на экономику?

– При нас доля бюджета по отношению к ВВП была 25%, в 2005-ом – 31%. То есть, на четверть усилилось фискальное давление на реальный бизнес и экономику в целом. Иными словами, вся та налоговая реформа, которую мы проводили, сведена на нет. Когда говорят, что наше правительство, якобы, заложило невероятную долю социальных расходов – это абсолютная неправда. Повышение социальных расходов у нас соответствовало росту экономики, и мы опирались на растущую экономику, они же повышают соцрасходы, опираясь на падающую экономику.

Выйдем по итогам года на 2% роста ВВП

Действительно политика так сильно повлияла на экономическую активность? Может, бизнес просто излишне осторожничает?

– Одна из основных причин – дестабилизация политической и экономической ситуации. Экономика требует стабильности и предсказуемости власти. На зарубежных инвестфорумах мне задавали вопрос: а как, мол, выборы отразятся на экономическом росте? Я говорил: никак. Выборы - это риск для политических элит, но не для экономики, не для реального бизнеса. Я заблуждался. Думал, что Виктор Андреевич Ющенко, идеология, теоретические подходы которого, казалось, были ясны, продолжит структурные реформы и ту линию, которую мы проводили. А что получилось? Получилась полная дестабилизация бизнеса.

Когда я передавал дела Юлии Тимошенко, я лично ей сказал, что мы оставляем великолепное наследство, прекрасную траекторию роста. Не трогайте экономику руками. Есть время и возможность: разберитесь и проанализируйте. Они не захотели воспользоваться форой, которая была. Пошла резкая дестабилизация бизнеса, его раздавили, разделили на своих и чужих, и экономику залихорадило.

Но сейчас экс-министр экономики Сергей Терехин говорит, что рост экономики начал сокращаться еще в прошлом году…

Такие утверждения – бред сивой кобылы! Прошлой осенью мы имели рост больше 12%, и только в декабре он сократился до 9,5%, в том числе, благодаря усилиям Терехина и господ, которые блокировали правительство и даже Национальный банк. Люди кинулись забирать депозиты, прекратилась предоплата по контрактам, но и те 9,5% в декабре – не сравнишь с сегодняшним спадом.

И что теперь будет?

– Экономика имеет инерционный характер, это тяжелый маховик. Мы его закрутили, вышли на очень хорошие обороты и, несмотря на непрофессионализм «сменщиков», маховик продолжал вертеться. Имели 6,5% в январе, 5% в феврале, 4,8% в марте. А дальше пошли сыпаться и сыпаться. Выйдем на 2% по итогам года. И то лишь за счет того, что у нас первые полгода сохранялась инерция прошлого года.

Бизнесменов сделали мишенями для властных развлечений

Что теперь делать реальному бизнесу?

– Основное топливо экономики – деньги. Если мы деньги не заливаем в бак экономики, то и мотор не работает. Так вот, эти деньги внутренние инвесторы перестали вкладывать, потому что бизнес очень напугали. Показательна в этом плане отрасль строительства, которая сократилась на 20%. Станут ли инвесторы вкладывать, если тут пошли массовые решения по отмене выделения земельных участков, какое-то сумасшествие с точки зрения законности их выделения? Затем, совершенно нездоровая «чесотка» по СЭЗ и ТПР. Пошла тема реприватизации, и не только «Криворожстали» - напугали всех, кого только можно. Бизнесменов сделали мишенями для властных развлечений. Начался лавинообразный вывоз капитала, а правительство пока так ничего и не сделало, чтобы это остановить.

Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию на внешнеэкономическом фронте?

– Одни системные ошибки. На ровном месте создали проблемы с Россией. По сути, провален весь переговорный процесс, в частности, по Единому экономическому пространству. ЕЭП – это зона региональной торговли, в которой действуют принципы свободного передвижения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы. Это то, что нам как воздух нужно при нашей высокой безработице и неконкурентоспособности. Нам позарез нужен этот рынок: ЕС такого предложить украинской продукции не сможет.

По энергоносителям. Когда я слышу умопомрачительные планы - построить газопровод из Ирана или нефть везти из Саудовской Аравии – не понимаю, чего здесь больше: непрофессионализма или безответственности. Мы получаем дешевую нефть и дешевый газ, договорились об отмене НДС на вывоз нефти из России. Договорились о единых ценах на энергоносители в рамках ЕЭП. И зачем это отбрасывать? Кто может мне объяснить, для чего и во имя каких великих идей на экономику, то есть, на людей, власть накладывает столь громадную нагрузку? Когда в два раза увеличится квартирная плата? Но уверяю, если бы мы не испортили отношения с Россией, в рамках ЕЭП мы пришли бы к единым внутренним ценам на энергоносители.

На выборах должна быть серьезная дискуссия, а не болтовня

Личный вопрос. Чем вы заняты в последнее время?

– Я глава политсовета Партии регионов, недавно с соратниками завершил разработку Стратегии развития экономики Украины до 2020 года. Каждый год правительства лепят какие-то программы, ставят сиюминутные цели, в основном популистские. Наша стратегия отвечает на главный вопрос: каким образом Украина войдет в «золотой миллиард» и постиндустриальное общество. Мы должны найти свою нишу в мировом разделении труда – не в металле или зерне, а в передовых технологиях. Для этого нужно стимулировать «экономику знаний», вложить серьезные финансовые ресурсы в развитие науки и подготовку персонала, потратиться на приобретение новейших технологий и только так совершить прорыв.

Хотим, чтобы на выборах была серьезная дискуссия, а не болтовня. Чтобы люди увидели: политики – болтуны, идущие без программы – «голые короли»! Ведь одно дело лозунги на улице говорить, а другое – управлять страной. У нас честная и сильная позиция. Если бы за нами не стояли столь высокие темпы экономического развития, нам бы сказали, что вы банкроты. Этого уже никто не скажет. А мы правящим оппонентам скажем: вы взяли власть, вы к ней так рвались, но вы же, друзья, - банкроты!