5 млн. евро в сырную дыру

Шосткинский гормолкомбинат полгода работает с новым собственником. «ДЕЛО» встретилось с Сергеем Глущенко - топ-менеджером, ответственным за стратегию развития этого предприятия

Сергей Глущенко - личность в молочном бизнесе известная. Он стоял у истоков компании “Фанни”, работал проджект-менеджером в TetraPak. С мая 2005 года Глущенко занимает пост директора по стратегическому развитию на Шосткинском гормолкомбинате, контрольный пакет которого в марте этого года приобрел американский инвестиционный фонд Western NIS Enterprise

Что для Шосткинского комбината означает приход иностранного собственника? Это уже каким-то образом отразилось на работе предприятия?

– В ближайшие два года мы планируем вложить порядка 5 млн. евро. Инвестиции пойдут на приобретение новых линий, на развитие маркетинговой, продуктовой стратегий, диверсификации контактов с сырьевиками, партнерами-дистрибьюторами.

В стране недостаточно молока, его качество также оставляет желать лучшего. Поэтому одна из составляющих стоимости проекта развития завода – это средства на оптимизацию системы управления сырьевыми потоками. Мы сейчас строим систему сбора сырья – это более 20 пунктов со станциями-охладителями и мини-лабораториями, где принимается молоко в специальный танк после теста.

Как это можно внедрить, ведь сегодня основным поставщиком является мелкий производитель?

– Стратегически решено переходить от мелких сдатчиков, посредников с бидонами, бабушек с банками на развитие крупных потоков. Завод способен принимать 500 тонн молока в сутки. Мы его загрузили на 100%.

Так каким образом вы добиваетесь этого?

– Мы не просто покупаем доильные установки, мы кредитуем хозяйства взамен на продукцию, тем самым обеспечивая себя необходимым количеством сырья. Недавно провели семинар для 20 крупнейших хозяйств Сумской области совместно с «Де Лаваль» - мировым лидером в области доения и ухода за стадом.

На какую продукцию делает ставку комбинат?

– В общем производстве 90% составляет производство сыров, 10% - цельномолочная продукция. Сейчас весь сыр от Шосткинского гормолкомбината продается и продвигается под торговой маркой «Шостка». Линейка включает более 30 названий.

Цельномолочную продукцию мы свели до регионального уровня. Торговую марку «Білі береги” оставили как локальную.

Как вы оцениваете долю своего комбината на отечественном рынке сыра?

– В прошлом году было 5%. Сейчас у нас динамика очень позитивная – 20-25% ежемесячно добавляем в объемах продаж. 50% нашего сыра мы продаем в Украине. Экспортируем в Израиль, США, Россию. Наибольшим спросом за границей пользуются сыры так называемые пропионовые – «Радомер», «Эменталь», «Гауда», а также «Российский» - отличный продукт для наших бывших соотечественников.

Но основной фокус обращен в сторону Украины. В планах компании – не только наращивание мощностей собственного комбината, но и увеличение производственных площадок. Пока это вопрос переговоров. На самом деле все зависит от сырьевой зоны.

Как вы оцениваете ваших конкурентов? Чья стратегия заслуживает наибольшего внимания?

– Более 12% за корпорацией «Милкилэнд» (торговая марка «Добряна») - это 24 комбината. Далее около 8% - «Клуб сыра». Есть и другие производители, они позиционируют себя примерно в одной потребительской нише. Есть также «Баштанка», «Пирятин», другие достойные производители, но их образ в глазах потребителя размыт. «Шостка» стремится к позиционированию своего бизнес-проекта, дабы отличаться от конкурентов.

Какие вы видите перспективы на отечественном рынке?

– Емкость рынка увеличивается на глазах. Если в прошлом году она оценивалась в 2,7 кг на душу в год, в то время как в Европе это 20 кг, то сегодня в Украине железно потребляется порядка 3-4 кг. В общем, отечественный потребитель ничем особо не отличается от европейского, хотя культ потребления сыра отсутствует в принципе. Мама в школу отправляла и давала бутерброд с сыром. Кто-то помнит «Голландский», кто-то – «Российский».

Доля «Российского» составляет более половины в объеме производства главных игроков рынка. Мы же, помимо «Российского», решили продвигать ряд пропионовых сыров – «Королевский», «Рыцарь», «Гауда», «Эменталь» и другие. 

– Учитывая будущий рост рынка, в Украину могут прийти западноевропейские или другие производители?

– Безусловно, это будет процесс укрупнения, слияния компаний и приход мультинациональных игроков: датских, финских, французских компаний. Bon Grain уже купил «Звенигородку», однако пока не удивил нас ничем.

Это случилось во всем мире, почему же не произойдет в Украине? Поэтому наличие марки является гарантией выживаемости компании в долгосрочной перспективе.

– Чего вы ожидаете от вступления Украины во Всемирную торговую организацию? В этом шаге для молочной отрасли больше позитива или угроз?

– Украинское молоко значительно отличается от европейского. Своими сырьевыми программами – доение, гигиена, охлаждение – мы держим нужные показатели в норме, поэтому наш сыр качественный. Более мелкие производители не могут себе позволить стабильное качество сырья.

Кроме того, перепроизводство сыров в Европе – это факт: молока достаточно, сыров более чем достаточно. Поэтому никаких иллюзий на этот счет. Мы должны думать о развитии собственного рынка.