- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
5 млн. евро в сырную дыру
Сергей Глущенко - личность в молочном бизнесе известная. Он стоял у истоков компании “Фанни”, работал проджект-менеджером в TetraPak. С мая 2005 года Глущенко занимает пост директора по стратегическому развитию на Шосткинском гормолкомбинате, контрольный пакет которого в марте этого года приобрел американский инвестиционный фонд Western NIS Enterprise
– Что для Шосткинского комбината означает приход иностранного собственника? Это уже каким-то образом отразилось на работе предприятия?
– В ближайшие два года мы планируем вложить порядка 5 млн. евро. Инвестиции пойдут на приобретение новых линий, на развитие маркетинговой, продуктовой стратегий, диверсификации контактов с сырьевиками, партнерами-дистрибьюторами.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaВ стране недостаточно молока, его качество также оставляет желать лучшего. Поэтому одна из составляющих стоимости проекта развития завода – это средства на оптимизацию системы управления сырьевыми потоками. Мы сейчас строим систему сбора сырья – это более 20 пунктов со станциями-охладителями и мини-лабораториями, где принимается молоко в специальный танк после теста.
– Как это можно внедрить, ведь сегодня основным поставщиком является мелкий производитель?
– Стратегически решено переходить от мелких сдатчиков, посредников с бидонами, бабушек с банками на развитие крупных потоков. Завод способен принимать 500 тонн молока в сутки. Мы его загрузили на 100%.
– Так каким образом вы добиваетесь этого?
– Мы не просто покупаем доильные установки, мы кредитуем хозяйства взамен на продукцию, тем самым обеспечивая себя необходимым количеством сырья. Недавно провели семинар для 20 крупнейших хозяйств Сумской области совместно с «Де Лаваль» - мировым лидером в области доения и ухода за стадом.
– На какую продукцию делает ставку комбинат?
– В общем производстве 90% составляет производство сыров, 10% - цельномолочная продукция. Сейчас весь сыр от Шосткинского гормолкомбината продается и продвигается под торговой маркой «Шостка». Линейка включает более 30 названий.
Цельномолочную продукцию мы свели до регионального уровня. Торговую марку «Білі береги” оставили как локальную.
– Как вы оцениваете долю своего комбината на отечественном рынке сыра?
– В прошлом году было 5%. Сейчас у нас динамика очень позитивная – 20-25% ежемесячно добавляем в объемах продаж. 50% нашего сыра мы продаем в Украине. Экспортируем в Израиль, США, Россию. Наибольшим спросом за границей пользуются сыры так называемые пропионовые – «Радомер», «Эменталь», «Гауда», а также «Российский» - отличный продукт для наших бывших соотечественников.
Но основной фокус обращен в сторону Украины. В планах компании – не только наращивание мощностей собственного комбината, но и увеличение производственных площадок. Пока это вопрос переговоров. На самом деле все зависит от сырьевой зоны.
– Как вы оцениваете ваших конкурентов? Чья стратегия заслуживает наибольшего внимания?
– Более 12% за корпорацией «Милкилэнд» (торговая марка «Добряна») - это 24 комбината. Далее около 8% - «Клуб сыра». Есть и другие производители, они позиционируют себя примерно в одной потребительской нише. Есть также «Баштанка», «Пирятин», другие достойные производители, но их образ в глазах потребителя размыт. «Шостка» стремится к позиционированию своего бизнес-проекта, дабы отличаться от конкурентов.
– Какие вы видите перспективы на отечественном рынке?
– Емкость рынка увеличивается на глазах. Если в прошлом году она оценивалась в 2,7 кг на душу в год, в то время как в Европе это 20 кг, то сегодня в Украине железно потребляется порядка 3-4 кг. В общем, отечественный потребитель ничем особо не отличается от европейского, хотя культ потребления сыра отсутствует в принципе. Мама в школу отправляла и давала бутерброд с сыром. Кто-то помнит «Голландский», кто-то – «Российский».
Доля «Российского» составляет более половины в объеме производства главных игроков рынка. Мы же, помимо «Российского», решили продвигать ряд пропионовых сыров – «Королевский», «Рыцарь», «Гауда», «Эменталь» и другие.
– Учитывая будущий рост рынка, в Украину могут прийти западноевропейские или другие производители?
– Безусловно, это будет процесс укрупнения, слияния компаний и приход мультинациональных игроков: датских, финских, французских компаний. Bon Grain уже купил «Звенигородку», однако пока не удивил нас ничем.
Это случилось во всем мире, почему же не произойдет в Украине? Поэтому наличие марки является гарантией выживаемости компании в долгосрочной перспективе.
– Чего вы ожидаете от вступления Украины во Всемирную торговую организацию? В этом шаге для молочной отрасли больше позитива или угроз?
– Украинское молоко значительно отличается от европейского. Своими сырьевыми программами – доение, гигиена, охлаждение – мы держим нужные показатели в норме, поэтому наш сыр качественный. Более мелкие производители не могут себе позволить стабильное качество сырья.
Кроме того, перепроизводство сыров в Европе – это факт: молока достаточно, сыров более чем достаточно. Поэтому никаких иллюзий на этот счет. Мы должны думать о развитии собственного рынка.