Рейтинг ТОП-100: крупнейшие производители пива

По итогам 2013 года пивной рынок Украины сократился на 7,3%. Падение продолжилось и в 2014 году — на 10% за пять месяцев

2013 год для пивоваренных компаний Украины ознаменовался рекордным падением объемов производства. Особенно негативной выдалась вторая половина года. В частности, в июле объемы производства снизились на 12% по сравнению с 2012 годом, в августе — на 9,5%, а в сентябре — сразу на 21,5%. По итогам всего 2013 года, отечественный рынок пива сократился на 7,3% и снизился в натуральном выражении до показателей 2006 года.

Потребление пива в Украине на душу населения сократилось с 68 л в 2012 году до 56 л в 2013. В структуре потребления алкоголя (в пересчете на абсолютный алкоголь) на долю пива по итогам прошлого года пришлось 34%, тогда как в 2012-м — 36-37%.

Негативные тренды 2013 года продолжились и в 2014. По данным профильной ассоциации "Укрпиво", по итогам пяти месяцев 2014 года в Украине было разлито 102 млн дал пенного продукта, что на 10,4% меньше, чем в прошлом году. В мае снижение производства составило сразу 24%. Для любого месяца, а уж тем более для начала сезона, это очень большое падение.

По оценкам Игоря Товкача, исполнительного директора ассоциации "Укрпиво", в первом полугодии 2014 объемы производства в отрасли могут снизиться примерно на 7%.

"Более низкий показатель падения производства возможен лишь в случае жаркой погоды. Экономических предпосылок для роста потребления пива я не вижу", — отмечает Товкач. Очевидно, что дождливая весна и начало лета играет не руку пивоваров.

Ключевые тренды

Столь негативные цифры производители связывают с комплексом факторов — холодной погодой, снижением покупательской способности потребителей и акцизной политикой государства.

Постоянный рост акцизов приводит к перманентному удорожанию пива, что на фоне негативных явлений в экономике плохо сказывается и на продажах. В прошлом году, в основном из-за роста акцизов, пиво подорожало в рознице на 11%.

В 2014 году пенный продукт также стал рекордсменом по повышению акцизных отчислений. В марте текущего года Верховная Рада приняла закон "О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине", который существенно повысил акцизы на пиво, алкоголь и сигареты. Как результат, с 1 мая акцизы на пиво повысились на 42,5% (с 0,87 до 1,24 грн/л), а сам напиток в рознице подорожал в среднем на 1 грн за бутылку.

Именно с ростом акцизов с 1 мая и было связано увеличение производства пива в апреле этого года — впервые за несколько лет. Производители хотели сделать себе "запас" перед неизбежным удорожанием своей продукции.

По словам Игоря Товкача, социально-политические события последних месяцев не смогли не сказаться на объемах продаж.

"Пивоваренные компании отказались от поставок продукции в горячие точки Донецкой и Луганской областей. Никто не может гарантировать безопасность таких поставок. Что касается отгрузок в Крым, то они осуществляются", — констатирует эксперт.

Не могут похвастаться пивовары и успехами на внешних рынках. Беларусь меняет правила поставок продукции в свою страну, что оказывает влияние в первую очередь на "Оболонь" как крупнейшего экспортера. Поставщиков в Беларусь обязали получать лицензии, в которых концерн "Белгоспищепром" указывает объемы разрешенного импорта и цены, по которым должна продаваться продукция. Причем, для каждой компании условия оговариваются индивидуально. Белорусские чиновники требуют поднять отпускные цены на украинское пиво более чем в 2 раза, что, конечно же, приведет к снижению объема продаж нашей продукции. Ограничения планируются до 31 октября, но вполне возможно, что будут продлены.

"Оболонь" даже обратилась к премьер-министру Украины Арсению Яценюку с просьбой вмешаться в ситуацию и защитить украинских производителей от недружественных шагов белорусских чиновников.

Падение тяжеловесов

Снижение объемов производства коснулось, в первую очередь, крупнейших производителей. В частности, по итогам 2013 года рыночная доля компании "Оболонь" сократилась на 2,3%, "Карлсберг Украина" — на 1,1%, "Сан ИнБев Украина" — на 1%.

На фоне падения тяжеловесов неплохо себя чувствовали более мелкие игроки. В частности, доля "Эфес Украина" за год выросла на 2%, "Московской пивоваренной компании" — на 2,1%.

Рост доли небольших компаний можно во многом объяснить активной политикой по продвижению новых брендов, что способствует "переключению" потребителей от известных ТМ на новинки. Рост доли компании "Эфес Украина" также обусловлен началом разлива ТМ "Белый медведь" и "Старый мельник" в Украине. Ранее компания импортировала эти бренды из России.

"Снижение доли крупных игроков пивного рынка характерно для всего мира. Мы схожие тенденции видим в Западной Европе, в России, в США. Растет производство небольших локальных производителей", — отмечает Евгений Шевченко, директор компании "Карлсберг Украина".

Как и в предыдущие годы, продолжает расти потребление самого дешевого пива в ПЭТ-упаковке. Сокращение рынка происходит за счет среднего ценового сегмента.

Как отмечает Евгений Шевченко, если в 2012 году доля пива, разлитого в акционные ПЭТ-упаковки (больший объем пива за ту же стоимость), составляла 9%, то в 2013 году — уже 18%. То есть, за год доля самого дешевого продукта выросла фактически в два раза.

Продолжает увеличиваться и премиальный сегмент, который, по мнению участников рынка, имеет большой потенциал в Украине и еще не заполнен. Также растет доля импортного пива, однако этот сегмент занимает не более 1% рынка.

Рост спроса на премиальное пиво Игорь Товкач связывает с развитием культуры потребления пива в Украине. "В Украине выделяется сегмент потребителей, которые хотят потреблять качественное пиво. Цена для них не является ключевым фактором при выборе напитка", — говорит он.

Еще один характерный для украинской, как и для всей восточноевропейской, пивной отрасли тренд — использование стиля ретро. Практически все отечественные производители начали разливать "Жигулевское" — в разных ценовых сегментах и упаковке. "Жигулевские" бренды, по оценкам Евгения Шевченко, на украинском рынке занимают порядка 1,4% и, вероятнее всего, будут увеличивать свою долю и дальше.

Топ-5 крупнейших производителей

Производители

Чистый доход 2013, млн грн

Чистая прибыль 2013, млн грн

"Оболонь"

3 878

195

"Карлсберг Украина"

3 475

621

"САН ИнБев Украина"

3 382

-190

"Эфес Украина"

1 127

35

Пиво-безалкогольный комбинат "Радомышль"

621

2

Более детальную информацию о финансовых показателях производителей можно найти в печатной версии журнала

Данные: "Рейтинг ТОП-100 крупнейших компаний"