Россия купит 20 украинских военных самолетов

Министерство обороны России заказало более 20 новых военно-транспортных самолетов Ан-70, заявил премьер-министр Украины Николай Азаров

Министерство обороны России заказало более 20 новых военно-транспортных самолетов Ан-70, заявил премьер-министр Украины Николай Азаров.

"Этим самолетом мы занимались с 1993 года... Наконец в последние годы нам удалось сделать рывок, прежде всего заинтересовать крупнейшего покупателя — минобороны России. Они заказали уже более 20 самолетов Ан-70", — цитирует слова Азарова агентство ИТАР-ТАСС.

В то же время в министерстве обороны России Русской службе "Би-би-си" сказали, что о контракте на поставку Ан-70 ничего не знают.

Кроме того, в среду замминистра обороны России Юрий Борисов сказал, что Москва пока не получила из Киева необходимой технической документации, которая свидетельствовала бы об окончании конструкторских работ.

Агентство UNIAN передает, что, по словам Азарова, первый серийный Ан-70 может появиться уже в следующем году.

Российская госпрограмма закупки вооружений предусматривает закупку 60 самолетов Ан-70.

Российско-украинский проект

Ан-70 разрабатывался в украинском авиационном предприятии "Антонов" (бывшее КБ Антонова), в состав которого вошел и авиационный завод "Авиант", с начала 90-х годов. Первый полет опытный образец совершил в 1994 году.

Разработку финансировали Россия и Украина. В сентябре 2009 года премьер-министр Юлия Тимошенко сказала, что соотношение долей финансирования Москвы и Киева составляет, соответственно, 70% и 30%.

В середине 2006 года Россия прекратила финансирование проекта. Минобороны России при этом ссылалось на имевшиеся конструктивные недоработки, но фактически, по мнению наблюдателей, пыталось "наказать" Украину за ее позицию по вопросу вступления в НАТО.

Финансирование впоследствии было восстановлено после переговоров Владимира Путина и Юлии Тимошенко в 2009 году.

Сложности

В июле 2011 года Россия получила первый Ан-70, который предназначался для испытаний. Летом 2012 года в прессе появилась информация, что производство самолета может быть организовано на Казанском авиационном производственном объединении.

"В госпрограмме вооружений заложено 60 таких машин. Мы уже в ближайшие два-три года должны начать закупать их... Сегодня Дмитрием Анатольевичем было принято решение, что будет строиться завод на территории КАПО имени Горбунова", — заявил в июле министр обороны Анатолий Сердюков по итогам совещания, которое провел Дмитрий Медведев в Казани.

Как рассказал "Би-би-си" военный обозреватель радиостанции "Голос России" Илья Крамник, это предприятие требует серьезной модернизации для начала крупносерийного производства.

"Казанский завод практически не работал последние два десятка лет. Он выпускал в единичных количествах Ту-214 и занимался ремонтом бомбардировщиков", — сказал эксперт.

По его словам, помимо модернизации оборудования, на предприятии существует проблема кадров. По его оценке, производство в лучшем случае удастся наладить к 2016-2017 году.

Замминистра обороны России Юрий Борисов, отвечая в среду на пресс-конференции на вопрос о планах по производству Ан-70, сказал, что у России пока нет формального подтверждения того, что конструкторские работы по проекту завершены.

"По самолету Ан-70 не завершена опытно-конструкторская работа. Украинская сторона должна выполнить обязательства по ОКРу и представить нам техническую документацию, обязательно оцифрованную. После этого мы определимся", — цитирует его слова "Интерфакс".

Конкурент Ил-76

Ан-70 — оперативно-тактический военно-транспортный самолет короткого взлета и посадки, предназначенный для перевозки 300 десантников в полном вооружении или 47 тонн груза на расстояние до шести с половиной тысяч километров с крейсерской скоростью 700-750 километров в час.

С борта самолета может осуществляться парашютное десантирование личного состава и техники, в том числе единичных грузов массой до 20 тонн с больших и малых высот.

Грузоподъемность Ан-70 чуть меньше, чем у модернизированного российского военно-транспортного Ил-76МД-90А. При этом украинский самолет обладает гораздо меньшей дальностью — почти на две тысячи километров.

Преимуществом Ан-70 является его способность взлетать и садиться на плохо подготовленные и короткие взлетно-посадочные полосы. Именно поэтому, считает Илья Крамник, ВВС России заинтересовались самолетом.

Между тем, главком ВВС Владимир Михайлов в 2009 году раскритиковал самолет, назвав его слишком "дорогостоящей и ненужной вещью".

Михайлов тогда заявлял, что "Ан-70 вышел за рамки среднего самолета, стал тяжелым, в то время как эффективность его как тяжелой машины невысока. В сравнении с Ил-76 в 2,8 раза ниже — по дальности полета, грузоподъемности, скорости и многим другим параметрам".

Однако такая оценка проекту была дана в то время, когда отношения Москвы и Киева обострились на фоне стремления Украины вступить в НАТО.

Михайлов в том же заявлении сказал об этом: "Просто даже несерьезно говорить об этом самолете. Тем более, если учесть намерение Украины вступить в НАТО".