Россия vs. Украина: газ и атом как зеркало безопасности системы

В последние годы украинские энергетики не раз удостаивались нелестных комментариев от российских политиков. Однако насколько справедлива эта критика?

Россия то и дело ставит под сомнение надежность систем и безопасность решений, принимаемых в украинской энергетике. Однако статистика аварийности показывает, что как минимум отечественные газопроводы и атомные станции надежнее российских.

Мирный атом

В последнее время решение использовать на украинских АЭС не только российское ядерное топливо, но и шведское от Westinghouse, регулярно подвергается критике со стороны РФ. Российские СМИ ведут целенаправленную кампанию против сотрудничества НАЭК "Энергоатом" и Westinghouse Electric.

Из последних примеров можно вспомнить реакцию на решение Украины увеличить поставки ядерного топлива американцев на Южно-Украинскую АЭС, а также включить в поставки Запорожскую АЭС.

После этого российский МИД обвинил украинское правительство в спешке и игнорировании соображений ядерной безопасности.

Чтобы развеять сомнения всех заинтересованных лиц, Государственная инспекция ядерного регулирования Украины проанализировала результаты работы украинских и российских АЭС за последние пять лет.

Украинские специалисты анализировали официальные данные годовых отчетов концерна "Росатом", который является оператором российских АЭС.

В результате обнаружилось, что за последние пять лет общее количество нарушений в работе АЭС России значительно превышает количество нарушений в работе украинских АЭС.

А в пересчете на один энергоблок количество нарушений в РФ в 1,5-2 раза превышало украинские показатели, за исключением 2015 года, когда российские показатели приблизились к украинским.

Следует отметить, что даже по данным отчета "Росатома" за 2015 год, на российских АЭС произошло 35 нарушений, из которых три классифицировали уровнем 1 по шкале INES.

Нарушения такого уровня классифицируются как "аномальная ситуация, которая выходит за границы допустимого в эксплуатации".

Такие нарушение зафиксировали:

•третий блок Белоярской АЭС (08.04.2015);

•второй блок Курской АЭС (10.06.2015);

•второй блок Калининской АЭС (22.12.2015).

Тем временем на украинских станциях в 2015 году произошло 15 нарушений и все они были классифицированы уровнем "ниже шкалы/уровень 0", что значит не существенны для безопасности.

Справка: Шкала INES была разработана МАГАТЭ в 1988 годах для одинаковой оценки чрезвычайных случаев, связанных с аварийными радиационными выбросами в окружающую среду на атомных станциях (со временем — на всех установках, связанных з гражданской атомной отраслью).

В шкале восемь уровней от нуля до семи. Самый высокий уровень опасности — седьмой. Аварий такого уровня было всего две — на Чернобыльской АЭС и Фукусиме.

Самый низкий — нулевой, у которого отсутствует значимость для безопасности.

Но МАГАТЭ рекомендует оповещать СМИ о событиях уровня 0 и 1 — ввиду общественного интереса к отрасли.

Газотранспортная система

Россияне также скептически отзываются о способностях Украины как транзитера газа. Но ПАО "Укртрансгаз" (УТГ) опубликовало статистику аварий на магистральных газопроводах украинской ГТС. Для оценки надежности ГТС используют несколько показателей, в частности — удельную частоту аварий на магистральных газопроводах (количество на 1000 км).

Инфографика: пресс-служба "Укртрансгаза"

При этом "Укртрансгаз" сравнивает статистику надежности украинской и российской ГТС за последние 20 лет. Согласно данным УТГ, частота аварий на украинской ГТС в 3,6 раза ниже: показатель в Украине не превышал 0,06 случаев на 1000 км, тогда как в России — 0,22 на 1000 км.

Согласно данным "Укртрансгаза", в 2015 году аварий не зафиксировано вовсе. Итоги 2016 года компания еще не подбивала, однако замечательная прошлогодняя статистика уже прервана. В январе было два случая разгерметизации газопроводов — на Закарпатье и Львовщине, а в феврале — разгерметизация газопровода.

Следует отметить, что "Укртрансгаз" не вносит в статистику аварийности повреждения в результате боевых действий в Донецкой и Луганской областях.

Надежность украинского транзита неоднократно ставилась под сомнение представителями "Газпрома". Это служит одним из аргументов, почему нельзя перенести точку продажи газа европейским потребителям с восточной границы Украины на западную. Однако сухая статистика показывает, что у украинской стороны есть весомые контраргументы.