Россияне не смогли забрать у украинских молочников бренды "Российский", "Костромской" и "Пошехонский"

Роспатент отказал Ассоциации российских молочников "Союзмолоко" в регистрации сырных брендов "Российский", "Костромской" и "Пошехонский". При регистрации прав на эти товарные знаки украинские производители могли бы понести огромные убытки

Желание отраслевой ассоциации "Союзмолоко" застолбить за собой права на сырные бренды не увенчалось успехом.

Заявки на регистрацию этих обозначений Роспатент признал отозванными. Отраслевой союз признает, что не учел всей сложности российского законодательства по интеллектуальной собственности при оформлении заявок, и готовится вновь обратиться в патентное ведомство. Шанс получить права на эти бренды у ассоциации действительно есть, считают юристы.

В августе прошлого года Национальный союз производителей молока ("Союзмолоко") подал в Роспатент заявки на регист­рацию товарных знаков "Российский", "Костромской" и "Пошехонский" по классу сыров. После новогодних праздников стало известно, что патентное ведомство признало заявки отозванными.

"Мы считали и считаем, что наша инициатива правильная, логичная и обоснованная, — заявил председатель правления "Союзмолока" Андрей Даниленко. — Но, к сожалению, российское законодательство по защите интеллектуальной собственности более сложное и недоработанное, чем, например, в Италии или США".

По словам эксперта, при подаче заявок некоторые юридические моменты были недоработаны, что вызвало у Роспатента сомнения. "Сейчас мы будем более досконально готовить документы и вновь подадим заявки. Мы надеемся, что следующее обращение будет поддержано патентным ведомством", — добавил глава союза. Тем более что инициатива отраслевой ассоциации не нарушает правил ВТО или Таможенного союза, отметил он.

Отказ Роспатента абсолютно обоснован, считает гендиректор юридической компании "Ай Пи Про" Александр Леонов. Заявленные на регистрацию обозначения являются названиями сортов сыра. Кроме того, "Костромской", "Пошехонский" и "Российский" по своей сути географические названия и могут ввести потребителя в заблуждение относительно места производства товара.

В то же время гендиректор юридической компании "Зуйков и партнеры" Сергей Зуйков полагает, что достаточно велика вероятность регистрации этих обозначений в качестве коллективных товарных знаков, если соблюсти требования Роспатента к подаче подобных заявок. Коллективные обращения редко встречаются, добавил он, и даже не все патентные поверенные знают, как правильно их оформлять. Указания только в бланке заявки, что знак является "коллективным", недостаточно. К заявке надо прикладывать устав коллективного знака, в котором указывается, на каких условиях члены ассоциации могут его использовать. По словам г-на Зуйкова, обычно для таких целей создают новую некоммерческую организацию, устав которой является также уставом коллективного знака. Видимо, заявки "Союзмолока" не содержали устава, а сама ассоциация создана для иных целей, кроме как управление коллективным знаком. Не исключено, что по этой причине заявки и были отозваны, заявил г-н Зуйков.

Как сообщало "Дело", при регистрации прав на товарный знак "Российский" украинские производители понесут огромные убытки, уверены опрошенные "Делом" эксперты. Правда, они сомневаются в возможности такой регистрации.

"Идея "Союзмолока" понятна — защита российского производителя", — уверена Наталья Фесюн, директор по внешним связям компании "Бель Шостка Украина".

"Если представить, что российскому молочному лобби это удалось — украинские производители сыра могут серьезно пострадать. Ведь около 40% производимого сыра в Украине — именно "Российский".

По ее словам, получение патента на технологию — сложный процесс, с трудом верится, что это реально реализовать в ближайшем будущем. "Речь должна идти о защите специфической технологии, а не словесного названия. Ведь словесное название "Российский" или "Пошехонский" используется каждым производителем в сочетании со своими брендами и торговыми марками", — говорит Наталья Фесюн.

"Сыр по указанным технологиям производился на украинских заводах и в советское время, поэтому России сложно будет доказать свое эксклюзивное право на использование этих технологий", — считает директор консалтинговой компании "Инфагро" Василий Винтоняк.