- Тип
- Эксклюзив
- Дата публикации
Рудиментарный орган: что будет с ведомственной медициной
Украинская система здравоохранения неэффективна. И хотя это давно стало для всех аксиомой, приведем в доказательство несколько цифр: на 100 тыс. населения в Украине приходится 5,6 больниц, тогда как в странах ЕС — 2,6; количество койко-мест составляет 868, между тем в Евросоюзе их насчитывается 644; количество врачей — 302, в то же время в ЕС — 261. При этом 86% бюджетных средств, выделяемых на здравоохранение в стране, идут на содержание медицинских учреждений и оплату труда врачей, пишет "Топ-100. Крупнейшие медицинские компании Украины".
Чтобы исправить положение, в стране была принята Национальная стратегия реформы системы здравоохранения на 2015-2025 годы, предусматривающая ликвидацию советского стандарта функционирования медицинских учреждений по линейному принципу. В результате реформы в Украине должно остаться только три уровня больниц, которые войдут в единую сеть: местные больницы — региональные больницы (географические регионы) — национальные референтные центры. Специализированные, узкопрофильные медицинские учреждения объединят в многофункциональные медицинские центры.
В результате реформирования прекратит свое существование и такой рудимент советского прошлого, как ведомственная медицина (ведомственные лечебные учреждения останутся только у МВД и Минобороны). Такой шаг необходим, поскольку медицинские учреждения на местном, областном и центральном уровнях дублируют выполняемые функции. Реформа также будет способствовать сокращению расходов на содержание медучреждений.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.ua"Нет смысла финансировать отраслевые больничные учреждения, если есть национальная система оказания медицинской помощи. Мы к этому придем, когда полностью реформируем систему здравоохранения, — убежден и.о. заместителя министра здравоохранения Украины Игорь Перегинец. — Больницы станут конкурировать за пациентов и за деньги, и тогда выживет сильнейший и предоставляющий качественные услуги".
Под нож
До начала медицинской реформы в 2015 году собственные элитные больницы в Украине были у "Укрзализныци", силовых ведомств, министерств, государственных промышленных компаний и т.д. Всего до последнего времени в стране насчитывалось более 4 тыс. ведомственных учреждений системы здравоохранения, в том числе 13 станций скорой медицинской помощи, 260 стационаров и почти 1,5 тыс. амбулаторий и поликлиник. При этом, хотя в больницы ведомственной медицины доступ ограничен, они "перетягивали" на себя больше половины бюджетных средств, выделяемых на систему здравоохранения. Только на финансирование медицинских учреждений "Укрзализныци" в государственный бюджет ежегодно закладывалось около 1 млрд грн (при этом, например, в 2014 году финансирование сферы здравоохранения составило 7,4 млрд грн).
Кроме того, как показали результаты проверки, проведенной Счетной палатой несколько лет назад, украинская система ведомственной медицины, в частности сеть ее стационаров, построена нерационально, централизована и имеет явную диспропорцию в распределении между Киевом и регионами. Так, например, в системе медобеспечения МВД в столице сосредоточено более 25% всего коечного фонда стационаров огромного спектра специализации, однако он обеспечивает лишь 11,2% от общего количества сотрудников МВД. В регионах же сосредоточено почти 90% работников ведомства, однако там специализация стационаров сведена только к терапевтическому и неврологическому профилям.
Первый пошел
Первой от своих больниц начала избавляться "Укрзализныця", которая в данный момент переживает корпоратизацию. В соответствии с законами Украины "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины (относительно реформы межбюджетных отношений)" и "О Государственном бюджете Украины на 2015 год" ведомственные учреждения здравоохранения, входившие в сферу управления Министерства инфраструктуры Украины (обеспечивающего оперативное управление "Укрзализныцей"), с 1 января 2015 года должны были передать в коммунальную собственность.
До прошлого года "Укрзализныци" подчинялось 94 медицинских учреждения, которые являлись частью социальной инфраструктуры железнодорожной администрации. В них ежегодно обслуживались 1,2 млн человек.
В результате реформы ПАО "Украинская железная дорога" включила в свой уставный капитал несколько больниц в Киеве, Харькове, Одессе, Львове, Днепропетровске — всего 11 медучреждений. Так, если до создания ПАО "Укрзализныця" медицинская служба Приднепровской железной дороги насчитывала 47 фельдшерских, фельдшерско-акушерских, оздоровительных (относящихся к линейным структурным подразделениям) и вокзальных медпунктов, принадлежащих десяти ведомственным больницам различного уровня, то теперь в региональном филиале "Приднепровская железная дорога" ПАО "Укрзализныця" осталось 26 здравпунктов, которые входят в одно медучреждение.
Оставшиеся 83 ведомственные больницы должны были передать на содержание местным общинам. Однако по состоянию на 10 февраля 2016 года только по 54 учреждениям были утверждены соответствующие акты приема-передачи органами местного самоуправления.
Дело в том, что чиновники в регионах таким "подаркам" не рады. Типичная ситуация — бюджет небольшого города просто не в состоянии содержать бывшую ведомственную больницу. В результате децентрализации учреждения здравоохранения коммунальной формы собственности финансируются только за счет медицинской субвенции, которая не является целевой и распределяется по усмотрению местных бюджетов. Ситуация осложняется еще и тем, что согласно постановлению Кабмина "Об утверждении норматива обеспечения стационарными больничными койками в расчете на 10 тыс. населения" был на 25% (с 80 до 60) уменьшен норматив обеспечения койко-местами. А значит, для того чтобы принять на баланс ведомственную больницу, местные власти должны пойти на сокращение уже существующих учреждений здравоохранения.
Случаются и казусы, когда железнодорожная больница расположена в одной области, а ее филиалы — в другой. В результате юридически эти филиалы не может финансировать ни одна из областей. Что делать с такими "ничьими" больницами и медперсоналом, который в них работает, не знает никто — в украинском законодательстве закреплена норма, запрещающая менять вид деятельности учреждений сферы здравоохранения, а также их передачу в частную собственность.
"Есть больницы, которые фактически не находятся ни на чьем балансе и требуют финансирования, потому что там работают люди. Местным властям они не нужны, а закрыть силой мы их не можем, — сетует Игорь Перегинец. — В результате мы должны финансировать лечебное учреждение только потому, что в нем работают люди, а не потому, что оно предоставляет качественную медицинскую услугу. 80% средств, которые мы выдаем на эти больницы через субвенции регионам, уходят на зарплаты и содержание учреждения. И только 9% на медицинскую помощь людям. Мы поддерживаем систему ради системы".