Рудиментарный орган: что будет с ведомственной медициной

Рудиментарный орган: что будет с ведомственной медициной
Ведомственная медицина — система громоздкая и неэффективная, при этом на ее финансирование выделяется до 50% всего бюджета системы здравоохранения страны

Украинская система здравоохранения неэффективна. И хотя это давно стало для всех аксиомой, приведем в доказательство несколько цифр: на 100 тыс. населения в Украине приходится 5,6 больниц, тогда как в странах ЕС — 2,6; количество койко-мест составляет 868, между тем в Евросоюзе их насчитывается 644; количество врачей — 302, в то же время в ЕС — 261. При этом 86% бюджетных средств, выделяемых на здравоохранение в стране, идут на содержание медицинских учреждений и оплату труда врачей, пишет "Топ-100. Крупнейшие медицинские компании Украины".

Чтобы исправить положение, в стране была принята Национальная стратегия реформы системы здравоохранения на 2015-2025 годы, предусматривающая ликвидацию советского стандарта функционирования медицинских учреждений по линейному принципу. В результате реформы в Украине должно остаться только три уровня больниц, которые войдут в единую сеть: местные больницы — региональные больницы (географические регионы) — национальные референтные центры. Специализированные, узкопрофильные медицинские учреждения объединят в многофункциональные медицинские центры.

До последнего времени в стране насчитывалось более 4 тыс. ведомственных учреждений системы здравоохранения, в том числе 13 станций скорой медицинской помощи, 260 стационаров и почти 1,5 тыс. амбулаторий и поликлиник

В результате реформирования прекратит свое существование и такой рудимент советского прошлого, как ведомственная медицина (ведомственные лечебные учреждения останутся только у МВД и Минобороны). Такой шаг необходим, поскольку медицинские учреждения на местном, областном и центральном уровнях дублируют выполняемые функции. Реформа также будет способствовать сокращению расходов на содержание медучреждений.

"Нет смысла финансировать отраслевые больничные учреждения, если есть национальная система оказания медицинской помощи. Мы к этому придем, когда полностью реформируем систему здравоохранения, — убежден и.о. заместителя министра здравоохранения Украины Игорь Перегинец. — Больницы станут конкурировать за пациентов и за деньги, и тогда выживет сильнейший и предоставляющий качественные услуги".

Под нож

До начала медицинской реформы в 2015 году собственные элитные больницы в Украине были у "Укрзализныци", силовых ведомств, министерств, государственных промышленных компаний и т.д. Всего до последнего времени в стране насчитывалось более 4 тыс. ведомственных учреждений системы здравоохранения, в том числе 13 станций скорой медицинской помощи, 260 стационаров и почти 1,5 тыс. амбулаторий и поликлиник. При этом, хотя в больницы ведомственной медицины доступ ограничен, они "перетягивали" на себя больше половины бюджетных средств, выделяемых на систему здравоохранения. Только на финансирование медицинских учреждений "Укрзализныци" в государственный бюджет ежегодно закладывалось около 1 млрд грн (при этом, например, в 2014 году финансирование сферы здравоохранения составило 7,4 млрд грн).

На финансирование медицинских учреждений "Укрзализныци" в государственный бюджет ежегодно закладывалось около 1 млрд грн

Кроме того, как показали результаты проверки, проведенной Счетной палатой несколько лет назад, украинская система ведомственной медицины, в частности сеть ее стационаров, построена нерационально, централизована и имеет явную диспропорцию в распределении между Киевом и регионами. Так, например, в системе медобеспечения МВД в столице сосредоточено более 25% всего коечного фонда стационаров огромного спектра специализации, однако он обеспечивает лишь 11,2% от общего количества сотрудников МВД. В регионах же сосредоточено почти 90% работников ведомства, однако там специализация стационаров сведена только к терапевтическому и неврологическому профилям.

Первый пошел

Первой от своих больниц начала избавляться "Укрзализныця", которая в данный момент переживает корпоратизацию. В соответствии с законами Украины "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины (относительно реформы межбюджетных отношений)" и "О Государственном бюджете Украины на 2015 год" ведомственные учреждения здравоохранения, входившие в сферу управления Министерства инфраструктуры Украины (обеспечивающего оперативное управление "Укрзализныцей"), с 1 января 2015 года должны были передать в коммунальную собственность.

До прошлого года "Укрзализныци" подчинялось 94 медицинских учреждения, которые являлись частью социальной инфраструктуры железнодорожной администрации. В них ежегодно обслуживались 1,2 млн человек.

В результате реформы ПАО "Украинская железная дорога" включила в свой уставный капитал несколько больниц в Киеве, Харькове, Одессе, Львове, Днепропетровске — всего 11 медучреждений. Так, если до создания ПАО "Укрзализныця" медицинская служба Приднепровской железной дороги насчитывала 47 фельдшерских, фельдшерско-акушерских, оздоровительных (относящихся к линейным структурным подразделениям) и вокзальных медпунктов, принадлежащих десяти ведомственным больницам различного уровня, то теперь в региональном филиале "Приднепровская железная дорога" ПАО "Укрзализныця" осталось 26 здравпунктов, которые входят в одно медучреждение.

До прошлого года "Укрзализныце" подчинялись 94 медицинских учреждения, которые являлись частью социальной инфраструктуры железнодорожной администрации

Оставшиеся 83 ведомственные больницы должны были передать на содержание местным общинам. Однако по состоянию на 10 февраля 2016 года только по 54 учреждениям были утверждены соответствующие акты приема-передачи органами местного самоуправления.

Дело в том, что чиновники в регионах таким "подаркам" не рады. Типичная ситуация — бюджет небольшого города просто не в состоянии содержать бывшую ведомственную больницу. В результате децентрализации учреждения здравоохранения коммунальной формы собственности финансируются только за счет медицинской субвенции, которая не является целевой и распределяется по усмотрению местных бюджетов. Ситуация осложняется еще и тем, что согласно постановлению Кабмина "Об утверждении норматива обеспечения стационарными больничными койками в расчете на 10 тыс. населения" был на 25% (с 80 до 60) уменьшен норматив обеспечения койко-местами. А значит, для того чтобы принять на баланс ведомственную больницу, местные власти должны пойти на сокращение уже существующих учреждений здравоохранения.

Случаются и казусы, когда железнодорожная больница расположена в одной области, а ее филиалы — в другой. В результате юридически эти филиалы не может финансировать ни одна из областей. Что делать с такими "ничьими" больницами и медперсоналом, который в них работает, не знает никто — в украинском законодательстве закреплена норма, запрещающая менять вид деятельности учреждений сферы здравоохранения, а также их передачу в частную собственность.

"Есть больницы, которые фактически не находятся ни на чьем балансе и требуют финансирования, потому что там работают люди. Местным властям они не нужны, а закрыть силой мы их не можем, — сетует Игорь Перегинец. — В результате мы должны финансировать лечебное учреждение только потому, что в нем работают люди, а не потому, что оно предоставляет качественную медицинскую услугу. 80% средств, которые мы выдаем на эти больницы через субвенции регионам, уходят на зарплаты и содержание учреждения. И только 9% на медицинскую помощь людям. Мы поддерживаем систему ради системы".