Счетная палата считает Аграрный фонд неэффективным

Счетная палата, проанализировав работу Аграрного фонда с зерном урожая 2010 года, пришла к выводу о неэффективности этой госструктуры

На стадии закупки зерна урожая 2010 г. из-за несоблюдения требований закона "О государственной поддержке сельского хозяйства Украины" Аграрный фонд полностью потерял функцию по осуществлению финансовых интервенций, связанных с ценовым регулированием, стимулированием производства сельскохозяйственной продукции и развитием аграрного рынка.

То есть фактически не выполнял функции "ценового регулятора" на аграрном рынке. Таков вывод коллегии Счетной палаты по материалам соответствующего аудита, сообщает пресс-служба ведомства.

"Структура, созданная стимулировать производство сельхозпродукции и развитие аграрного рынка, действенной в обратном направлении, - отметил председатель Счетной палаты Валентин Симоненко. - На сегодня имеем тотальное нарушение основополагающих принципов Аграрного фонда: во-первых, беспроцентное кредитование получает не деревенский аграрий, а богатый посредник, и, во-вторых, зерно, которое было выполнено из государственного интервенционного фонда отдельным предприятиям, не обеспечило урегулирования потребительских цен и спроса на внутреннем рынке".

Результаты последнего контрольно-аналитического мероприятия показали, что Аграрный фонд в 2010 г. не способствовал ни созданию конкурентной среды в сфере государственных закупок, ни развитию добросовестной конкуренции и обеспечению рационального и эффективного использования средств госбюджета.

Воспользовавшись нормой введенного в действие во второй половине 2010 г. закона "Об осуществлении государственных закупок", Аграрный фонд при проведении закупок зерновой продукции в государственный интервенционный фонд применил процедуру закупки у одного участника, согласовав эти действия с Минэкономики. Предприятию-посреднику, не является сельскохозяйственным товаропроизводителем, из госбюджета было авансировано 65% средств от общего объема, направленного на закупку зерновых, и это дало ему возможность осуществить поставку 73,3% от закупленных в государственный интервенционный фонд зерновых культур. Вместе непосредственные сельскохозяйственные товаропроизводители к формированию государственного интервенционного фонда не были привлечены, говорится в сообщении.

Не проводились в 2010 г. и надлежащие товарные интервенции на организованном аграрном рынке. Аграрным фондом, используя средства государственного бюджета, осуществлялось накопление зерна на хлебоприемных предприятиях, а затем в сконцентрированных объемах по той же стоимости проводилась его реализация отдельным предприятиям. При этом расходы по хранению зерна возмещались из государственного бюджета.

Более того, Аграрный фонд, с разрешения Кабмина, проводил реализацию зерновых культур отдельным зернотрейдерам, что не было связано с государственным ценовым регулированием. Около 70% зерна интервенционного фонда реализовано в 2010 г. шести предприятиям, которые получили квоты на экспорт зерна.