Шампанского в 2010 году продали на 4 млрд. евро

Мировой рынок шампанского в 2010 году вырастет до 4 млрд. евро. После двухлетнего спада цены снова растут, но отрасль остается одной из самых уязвимых для кризиса

Специалисты CIVC — Межотраслевого комитета вин Шампани — прогнозируют рост цен и объемов производства по итогам 2010 года. Но масштабы повышения не устраивают производителей: скромный рост не позволяет активно наращивать инвестиции.

CIVC обещает ведущим производителям игристого вина в мире 8-процентное увеличение объемов продаж по сравнению с прошлым годом — до 315 млн бутылок. Также отраслевые эксперты видят основания для роста цен, средняя стоимость бутылки шампанского за год увеличилась на 10%. С учетом подорожания объем мирового рынка шампанских вин в деньгах по итогам 2010 года достигнет €4 млрд.

Сами производители не разделяют оптимизма отраслевых аналитиков из CIVC.

«С начала 2009 года и до конца декабря 2010 года мы наблюдали неблагоприятные ценовые тенденции»,— пожаловался в недавнем интервью Этьен Орье, финансовый директор французского производителя шампанских вин Laurent-Perrier. Улучшения ценовой конъюнктуры для винных домов он ожидает только в следующем году.

Бизнес производителей шампанского одним из первых пострадал в период экономического кризиса 2008—2009 годов. До конца 2007 года спрос на продукты премиум-класса, особенно в России и арабских странах, уверенно рос, как и финансовые показатели французских винных домов. Престижные марки, например Roederer's Cristal или Laurent-Perrier's Belle Epoque, разлетались по цене выше €100 за бутылку.

С появлением первых симптомов кризиса объемы продаж сократились, производители потеряли возможность поднимать цены: на фоне кризиса и безработицы потребители сократили расходы и переориентировались на более дешевые бренды.

По данным CIVC, в кризисном 2009 году продажи ведущих винных домов упали на 9,1%, доходы виноделов сократились на 17%. Объем поставок в страны Евросоюза упал на 17,4%, до 70,6 млн бутылок. Наибольшее снижение потребления шампанских вин было зафиксировано в Великобритании, Италии и Испании. Экспорт шампанского в страны, не входящие в ЕС, упал еще больше — на 25%, до 41,7 млн бутылок. Максимальное снижение потребления пришлось на США и Японию.

На фоне снижения спроса производители начали антикризисный демпинг: цены на вино в крупных розничных сетях Европы снижались. Бренд Hubert de Claminger в декабре 2009 года продавался во французских гипермаркетоах Carrefour по €8,9 за бутылку.

За год ситуация изменилась, производители настояли на повышении цен. В конце 2010 года это же вино продают за €9,6. «Волна больших скидок на премиальные сорта шампанского, накрывшая супермаркеты в 2009 году, вряд ли повторится и в любом случае не будет такой интенсивной в этом году. Напряжение немного спало», — радуется исполнительный директор Lanson-BCC SA Бруно Пеллар.

Даниэль Лорсон из CIVC осторожен в прогнозах. «Восстановление продаж люксовых товаров всегда происходит медленно», — напоминает он.