Снижение акцизов на подержанные автомобили не сделает их дешевыми

Возможное открытие рынка для б/у авто упирается в экологические ограничения: с 1 января 2016 года Украина вводит стандарт Евро-5, что ограничит возраст ввозимых авто пятью годами. Кроме того, с открытием рынка существенно упадет рыночная цена тех автомобилей, которыми сегодня владеют украинцы, а сегодня парк активных авто (до 10 лет) — это 5 млн ед

Законопроект о многократном снижении акцизов на подержанные автомобили в случае его принятия парламентом не сделает б/у машины дешевыми.

Украинские граждане в случае многократного снижения акцизов на подержанные автомобили, предлагаемого соответствующим законопроектом, не получает ожидаемого пропорционального снижения цен на такие автомобили, считают официальные автоимпортеры.

"Почему-то этот законопроект преподносится как забота о гражданах, которые со снижением акцизов смогут купить подержанные автомобили чуть ли не за EUR1 тыс. Но при этом никто не напоминает, что с 1 января 2016 года Украина вводит экостандарт Евро-5, т.е. завозить можно будет европейские автомобили практически с 2010 года выпуска, а японские и корейские — с 2011-го, которые ненамного дешевле новых. Например, 3-4 летний автомобиль из Германии может стоить максимум на 20-30% дешевле нового", — отметил генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко.

При этом он добавил, что логичнее с целью заботы о покупателе было бы отменить налоги на производимые в Украине автомобили, например Skoda.

"В данном случае депутаты просто пиарятся на том, что люди смогут купить дешевое авто, но никто не предлагает, например, отменить введение Евро-5. Нас просто хотят устранить с этого рынка и заменить другими игроками. А некоторые нардепы, по имеющейся информации, связаны с автобазарами на Западной Украине", — считает Назаренко.

Директор по развитию группы компаний (ГК) АИС Сергей Боровик напомнил, что новые автомобили сегодня предлагаются по цене от 6 тыс. долларов.

"Это, например, авто, ввозимые из Узбекистана и РФ, но на них сегодня введены дополнительные пошлины. А в б/у сегменте сегодня наиболее популярны 5-10-летние авто по цене 7-10 тыс. долларов — не самые дешевые. И самый продаваемый сегодня автомобиль — это Smart, за 10 мес. их ввезено 4 тысячи единиц, но цена на такую 5-10-летнюю машину составляет от 7 до 10 тыс. долларов", — отметил он.

При этом генеральный директор ООО "Еврокар" Марина Яковлева добавила, что объем двигателя Smart — до 1 л, т.е. сегодня акцизный сбор на такое подержанное авто минимален и не выполняет запретительную функцию, как на авто с большими двигателями.

"Это яркий пример того, что мы получим в результате — акциза нет, но есть возраст и цена. Так что дешевых авто не будет. С сегодняшним валютным регулированием переварить такое количество автомобилей может только бизнес, который заложит в цену свои доходы и расходы, и потребитель получит средний ценовой сегмент в автомобилях б/у, и все", — подчеркнула она.

Яковлева также отметила сомнительность выгод для потребителя при обслуживании автомобилей.

"Если сеть официальных импортеров, обеспечивающая сегодня качественное обслуживание и безопасность по стандартам производителя будет поставлена фактически под вопрос существования, то эти вопросы обернутся против потребителя. Поддержание стандартов требует инвестиций в оборудование и персонал, а кто будет это контролировать в б/у автомобилях, срок гарантии на которые истек?", — подчеркнула Яковлева.

Как отметил Боровик, уже сегодня импорт подержанных авто достаточно выгоден, и при емкости украинского авторынка 100 тыс. автомобилей подержанные авто составляют 50% — (тогда как в Европе 10-20%).

"Если сегодня в цене нового авто 40% — налоги, то в б/у авто это только 15-20%. Но если сегодня в поступлениях в бюджет от б/у импорта 60% составляет акциз, то с принятием закона доля налога составит 5-10%, т.е. он фактически становится налогонеоблагаемым", — отметил Боровик.

Он также напомнил, что с открытием рынка существенно (почти вдвое) упадет рыночная цена тех автомобилей, которыми сегодня владеют украинцы, а сегодня парк активных авто (до 10 лет) — это 5 млн ед.

Сергей Боровик назвал инициативу снижения акцизов на б/у авто "двойным ударом" в спину официальных импортеров, поскольку в этом случае официальный импорт не сможет конкурировать по цене, и, кроме того, с учетом существующей в Украине коррупции, вновь "расцветет" серый импорт практически новых авто под видом подержанных.

"Несложно будет под видом подержанного привезти новые авто, поставленные два-три месяца на учет в Германии", — уточняет он.

По мнению генерального директора "Нисан Мотор Украина" Андрея Нестеренко, в случае снижения акцизов рынок новых автомобилей может сократиться до 15-18 тыс.ед., и в таких условиях многие иностранные представительства просто закроются.

"Рынок останется, но он заместится подержанными автомобилями. И новые технологии уже не будут попадать в Украину — сегодня автопроизводители с учетом наших дорог дорабатывают и адаптируют авто, но если не будет достаточного объема рынка — этого уже никто делать не будет", — поясняет он.

Сергей Боровик напомнил, что сегодня поступления в бюджет от импорта автомобилей занимают второе место после энергоносителей

В то же время, оценивая возможность принятия такого закона, Олег Назаренко предположил, что при достаточной информированности народных депутатов о его последствиях он "на 100% принят не будет". Помимо этого он добавил, что бюджет на 2016 год рассчитан с учетом старых правил.

Как сообщалось, законопроект №3251, который 26 ноября был включен в повестку дня сессии парламента, предполагает временно (с 1 января 2016 до 31 декабря 2017 года) значительно снизить ставки акцизного сбора на бывшие в употреблении легковые автомобили, в частности, с целью минимизации использования схем "временного ввоза" для уклонения от уплаты налогов.