Sony, Toshiba и Hitachi объединяются, чтобы лишить Samsung лидерства на мировом рынке ЖК-дисплеев

Поставщики ЖК-дисплеев для смартфонов и планшетов из Южной Кореи и Тайваня вынуждают японских производителей принимать необычные решения. Sony, Toshiba и Hitachi решили вступить в бой за рынок единым фронтом

Японские производители электроники Sony, Toshiba и Hitachi собираются объединить свои производственные подразделения для более успешной конкуренции с поставщиками комплектующих для смартфонов и планшетных компьютеров из Южной Кореи и Тайваня. В первую очередь речь идет о главном сопернике — южнокорейской компании Samsung Electronics.

Новоявленное подразделение должно превратиться в крупнейшего в мире производителя ЖК-дисплеев, использующихся в смартфонах и планшетных компьютерах. По сообщению японских производителей, они намерены сосредоточить усилия на разработке экранов нового поколения, включая тонкие OLED-дисплеи с высоким разрешением.

Сделка должна быть закрыта к весне 2012 года. Поддержку объединению подразделений трех компаний оказывает правительство Японии, сообщает Reuters. В создаваемую производственную структуру будут инвестированы средства из бюджета Японии при посредничестве фонда Innovation Network Corp of Japan (на 90% принадлежит государству). Данная организация инвестирует в проект около 200 млрд иен (примерно 2,6 млрд долларов). Ей же достанется 70% акций нового производителя дисплеев. Компании Sony, Toshiba и Hitachi получат по 10%.

В настоящее время Япония остается лидером на мировом рынке ЖК-дисплеев. Sharp занимает около 15% мирового рынка. Совокупная доля трех других японских производителей, по подсчетам аналитической группы DisplaySearch, в прошлом году составляла около 21,5%.

Хотя производители из Японии в совокупности сохраняют сильные позиции на рынке, в последнее время им приходится сталкиваться с жесткой конкуренцией со стороны фирм из Южной Кореи и Тайваня. Они поставляют более дешевые комплектующие, «отбивая» заказчиков у своих японских соперников.

Например, корпорация Apple, один из мировых лидеров по поставкам смартфонов и планшетов, является заказчиком южнокорейской компании Samsung. На долю Samsung приходится почти 12% рынка дисплеев малого и среднего форматов.

В настоящее время между Samsung и Apple идут бои за контроль над рядом патентов, связанных с производством смартфонов и планшетных компьютеров. Возможно, поэтому Apple собралась вложить 1 млрд долларов в фабрику Sharp по производству LCD-экранов, что позволит последней существенно усилить свои позиции.

По предварительным оценкам аналитиков, объединенный производитель из трех компаний Sony, Toshiba и Hitachi станет крупнейшим в мире производителем ЖК-экранов. В целом новость об объединении японских компаний многие восприняли позитивно.

«Такое решение можно только приветствовать. В последнее время индустрия столкнулась с дефицитом ЖК-дисплеев для смартфонов и планшетов, а одна лишь компания Samsung не может удовлетворить потребности всех заказчиков. Необходимы альтернативные производители. Раньше Япония была хорошо представлена на данном рынке, но из-за затянувшегося кризиса стала сдавать позиции. Объединение Sony, Toshiba и Hitachi — это одна из попыток вернуть, а может и увеличить долю рынка японских производителей комплектующих для смартфонов. И если реорганизация компаний не затянется, скорее всего, объединение даст положительный результат», — пояснил эксперт информационно-аналитического агентства MForum.ru Алексей Бойко.

Продажи смартфонов и планшетов растут по всему миру, а следовательно, растет и необходимость в комплектующих. На удовлетворение этого спроса и направлена стратегия объединения компаний. Кроме того, оно может позволить снизить производственные издержки за счет масштаба и синергии, считает эксперт.

Однако есть и другая возможность, менее позитивная. В силу культурных особенностей японских корпораций процесс слияния производств может существенно затянуться. «Сложно сказать, смогут ли эти компании реорганизовать иерархическую структуру, договориться, кто кому подчиняется. Если такая проблема возникнет и процесс затянется, позитивный эффект существенно снизится», — считает Бойко.

По прогнозам DisplaySearch, в текущем году мировой рынок дисплеев малого и среднего форматов вырастет на 22% по сравнению с 2010 годом — до 24 млрд долларов.