Священная война с монополиями: как это делают в ЕС

Избирательное применение законодательства по защите конкуренции, защита самых больших монополистов, исполнение фискальных функций — неполный перечень направлений деятельности Антимонопольного комитета Украины. Связанность госаппарата и большого бизнеса — обычная практика для страны, но что делать, когда само законодательство оставляет место для самых больших манипуляций и избирательного подхода?

В рамках Соглашения об ассоциации Украина взяла на себя обязательства привести украинское законодательство в соответствие с европейским. Прежде всего речь идет о внедрении четкой методологии расчета штрафов, а также возможности компаниям отстаивать свои интересы в суде, в том числе и через суд изменять наказание.

Европейское антимонопольное законодательство — одно из самых старых, функцию отечественного АМКУ в Европе выполняет Еврокомиссия. Но и в ЕС не все так просто: антимонополисту прежде всего надо еще доказать, что доля рынка именно такая или положение доминирующее. Отличный пример из украинской практики — энергетический холдинг Ахметова ДТЭК, которы, по данным СМИ, контролирует 76% рынка тепловой электрогенерации. В то же время в самой ДТЭК заявляют, что эксперты "неправильно" меряют рынок: исходить, дескать, надо из всей электрогенерации, а не только тепловой, и на этом рынке (т.е. с учетом не только ТЭС, по большей части подконтрольных ДТЭКу, но и государственных АЭС и ГЭС) компания контролирует всего 29,9%. Точность последней цифры с сайта ДТЭК очевидно обусловлена тем, что в Украине монополистом считают компанию, которая контролирует 30%.

В ЕС пороговое значение выше — 39,7%. Если компания контролирует рыночную долю свыше этого, она имеет доминирующее положение и несет особую ответственность за то, чтобы ее действия не исказили конкуренцию. Определение границ рынка и в Европе дело непростое, но там законодательно закреплены дополнительные ориентиры, помогающие определить наличие доминирующего положения. Например, если компания поднимает цены на свою продукцию и потребители переходят на другие товары-заменители, значит, рынок должен определяться более широко, с учетом производителей этих товаров. Еще один важный фактор — доступ новых производителей на эти рынки.

Злоупотребление доминирующим положением

Один из примеров злоупотребления доминирующим положением в ЕС — дело против б

ельгийской государственной телефонной компании RTT, которая имела эксклюзивные права выдавать свидетельства технического соответствия телефонных аппаратов для их подключения к сети. В то же время она сама и производила телефоны. Небольшой производитель телефонного оборудования GB продавал телефоны, не одобренные RTT, по более низкой цене. RTT подала в суд, требуя, чтобы GB сообщал потребителям, что у его продукции нет сертификата. Тот в ответ обжаловал само наличие специальных прав у RTT. Европейский суд рекомендовал бельгийскому правительству учредить отдельный независимый орган, который занимался бы сертификацией, потому что одна и та же компания не может и производить продукцию, и устанавливать стандарты для рынка — такое положение дел само по себе уже является злоупотреблением доминирующим положением. Позже, исходя из этой же логики, в ЕС были реформированы рынки газа и железнодорожных услуг.

В Украине коллеги RTT, которые на рынке выступают регуляторами и одновременно предоставляют услуги, также широкоизвестны — "Нафтогаз" и "Укрзализныця". Именно поэтому реформы с разделением администрации и активов (хозяйствующего субъекта) актуальны в обоих отраслях.

Связанные сделки

Примером "связанных" сделок, против которых направлена антимонопольная политика ЕС, может быть дело компании Inntrepreneur, которая контролировала более 7 тыс пабов в Великобритании. В 1991 г. она сдала два паба в лизинг предпринимателю, внеся в договор дополнительные условия: пиво можно було покупать только у одной компании (Courage), а цена на напиток также была зафиксирована. Уже в сентябре 1993 г. арендатор разорился, так как не смог конкурировать с окружающими пабами, покупавшими пиво по значительно более низкой цене. Courage подала на него в суд, требуя £15,2 тыс. за неоплаченное пиво. В ответ он заявил, что весь договор противоречит конкурентному законодательству и подал встречный иск. Закончилось все тем, что суд защитил предпринимателя в 2001-м, решив, что конкурентное законодательство было нарушено, а во всей Британии с 2014 года отменена практика заключения связанных соглашений в отрасли.

В Украине один из самых недавних примеров наказания связанных компаний — распродажа собственности обанкротившегося Черниговского ремонтного завода (входит в ДК "Укроборонпром"). Оказалось, что в аукционе по продаже активов завода принимали участие связанные компании, поэтому имущество продали по заниженной цене. Врочем, согласно заявам АМКУ, нарушение удалось устранить, а завод даже восстановил свою работу.

Ценой бюджетной поддержки

Наконец, часто доминирующий игрок занимается манипуляциями с ценами. Чаще всего расследования касаются демпинга, когда монополист снижает цену до такого уровня, при котором более мелкие конкуренты вынуждены уйти с рынка. Так, компания France Telecom была оштрафована Еврокомиссией на €10,3 млн за снижение цен на услуги широкополосного интернета ниже себестоимости. Чиновники признали, что единственный резон в снижении цен заключался в устранении конкурентов — притом, что сама France Telecom в то время кросс-субсидировалась и могла спокойно "переждать" период низких цен.

Иллюстрацией антимонопольных действий в сфере государственной помощи может быть история с венгерской государственной авиакомпанией Malev. На протяжении 2007-2010 гг. правительство предоставляло финансовую помощь этой убыточной компании. Еврокомиссия, расследовавшая это дело, в январе 2012 г. приказала Malev вернуть государству деньги (€130 млн), полученные неправомерно. Месяц спустя Malev обанктротилась.

Подобная ситуация в Украине — на энергетическом рынке. Субсидирование цен на энергоносители с государственного бюджета (в особенности — на газ и электроэнергию) увеличивает прибыль монополистов (из-за низких тарифов население использует энергоносители неэкономно), делает рынок неконкурентным, особенно для внешних игроков.

В Украине контроль госпомощи — пока на этапе законодательного и институциональногь развития. ЕС даже готов частично профинансировать создание единой информационной системы между Антимонопольным комитетом, профильными министерствами и ведомствами. Пока же в этой сфере создано только рамочный законопроект "О государственной помощи субъектам хозяйствования", а Кабмин еще должен прописать целый ряд аспектов: от процедуры рассмотрения заявок на госпомощь — до процедуры возврата незаконно предоставленной помощи.

С кого содрать семь шкур ?

Стремясь склонить нарушителей к сотрудничеству, Еврокомиссия разработала весьма эффективную "политику снисходительности", построенную за принципом — "чистосердечное признание облегчает наказание".

Например, если предприятие само сообщает о своем участии в картельном сговоре, ему гарантируют полный иммунитет от преследования. Если сотрудничает со следствием и признает свою вину, — вправе рассчитывать на 10%-ное снижение суммы штрафа. Такая политика оправдала себя: при появлении первых признаков опасности компания заинтересована первой во всем сознаться и сдать соучастников не только Еврокомиссии, но и национальным антимонопольным органам. На сегодняшний день большинство расследований по данным отчета Американской Ассоции юристов о влиянии подобной политики на авиационную отрасль, инициируют именно по таким схемам.

В законопроекте №2431 "О внесении изменений в законодательство о защите экономической конкуренции относительно определения органами АМКУ размеров штрафов за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции" хоть и появилась прогрессивная норма по влиянию смягчающих и утяжеляющих обстоятельств, но согласно экспертизе Центра политико-правовых реформ законопроект все еще оставляет излишнюю свободу для определения таких обстоятельств.

Еще одна проблема — отсутствие методики расчета штрафов. Виктория Пташник, народный депутат и член авторского коллектива законопроекта, констатирует, что нынешний АМКУ, "де-факто превратился в фискальный орган. Из-за не установленной законодательно методики расчетов штрафа, каждое возбужденное производство несет угрозу получить "высшую санкцию"

Нынешние законодательные нормы оставляют немного способов для предпринимателей защитить себя: суд может отменить решение АМКУ, но пересматривать меры наказания или размер штрафа может только тот же АМКУ. На практике, говорят юристы, это приводит к тому, что размер штрафа может быть изменен буквально "на копейку", а предприниматель, если считает его несправедливым, должен будет опять ввязываться в судебные тяжбы. По новым нормам суд сможет изменить размер штрафа по прозрачной методике, которую и собираются внедрить. Сейчас такой методики нет и фактически все штрафы АКМУ приписывает только исходя из размера максимально возможного штрафа — 10% дохода от реализации за последний отчетный год.

В Украине пока только планируют закрепить симметричные европейским нормы на законодательном уровне, но очевидно, что впереди — преодоление сопротивления представителей больших монополий, которых до сих пор защищает и Антимоноппольный комитет, и украинское законодательство.