За что судовладельцы платят портам

За что судовладельцы платят портам
Директор юридической компании LeGran.TT Татьяна Титаренко о том, за что платят судовладельцы при входе в порт и почему эти сборы можно поставить под сомнение

С 1 января 2018 года Кабмин пообещал снизить портовые сборы до 20%. Вместе с тем в конце октября были презентованы принципы проекта новой методики расчета портовых сборов, разработанной при поддержке Всемирного банка. Согласно тексту презентации, проект методики предлагает устанавливать портовые сборы на пять лет с ежегодным мониторингом, который предусматривает пересмотр ставки. Чтобы разобраться, что такое "портовые сборы", какое их целевое назначение и почему они так важны для экономики Украины, Delo.ua обратилось к эксперту в отрасли морского права, директору юридической компании LeGran.TT Татьяне Титаренко.

Что такое портовые сборы?

По сути это плата за услуги, которые предоставляются судну в порту захода. Тем не менее в украинском законодательстве единого четкого определения не установлено.

Опираясь на нормы второй части статьи 26 конвенции ООН по морскому праву 1982 года (это основополагающая конвенция в морском праве), портовые сборы — это сборы, которыми могут облагаться иностранные суда, проходящие через территориальное море, как оплата за конкретные услуги, предоставленные этому судну.

Какие портовые сборы взимаются в наших украинских портах и за какие услуги?

В Законе "О морских портах" говорится о том, что в морском порту взимаются семь видов портовых сборов: корабельный, причальный, якорный, канальный, маячный, административный и санитарный. Из названий в целом понятно, за какие услуги предполагается платить.

Но следует помнить, что в морпортах помимо портовых сборов взимается плата и за другие услуги (либо по обслуживанию судов, либо по осуществлению операций с грузами). Все они делятся на регулируемые государством (спецуслуги, плата устанавливается нормативно-правовыми актами) и свободные (плата — результат договоренностей двух субъектов хозяйствования).

Правда ли, что с юридической точки зрения на сегодняшний день нельзя взимать портовые сборы в Украине?

Это не так. Взимание портовых сборов предусмотрено рядом нормативно-правовых актов, в частности законом Украины о морпортах и Порядком взимания и размеров ставок портовых сборов, утвержденным приказом Мининфраструктуры № 316.

Но проблема в том, что в 2013 году после принятия закона о морских портах изменились понятие и система управления портами, как и дефиниция "морской порт". Если ранее под определением "порт" подразумевалось просто госпредприятие, то сейчас это географическое понятие. Порт — это определенная границами территория и акватория для обслуживания судов и пассажиров. Подразумевается, что границы украинского порта по морю и по суше определяются Кабмином.

На сегодняшний день Кабмин определил границы акватории морского порта, а границы территории морского порта до сих пор не определены. Из-за этого сегодня такого понятия, как "морской порт", в понимании действующего закона о морпортах в Украине нет. С такой точки зрения можно поставить под сомнение даже правомерность взимания портовых сборов в морском порту.

Мининфраструктуры обсуждало этот вопрос, давало задание всем портовикам взять и подключить свой юридический отдел и определить территорию своих портов. На каком этапе этот проект?

Практически 80% портовых операторов подали заявки по своим территориям. Но проблема заключалась в том, что некоторые портовые операторы не хотели себя видеть в границах порта, они считают себя индивидуальными объектами, частными портами в портах.

В силу этого уже около 4 лет не могут определить границы территории порта.

На сегодня проект постановления Кабмина по определению границ порта на согласование не подали. Вопрос на этапе сбора информации от портовых операторов в Администрации морских портов Украины.

От чего зависит сума взимания портовых сборов? О каких суммах идет речь с одного судна, которое платит портовые сборы?

Ставки портовых сборов в украинских портах — одни из самых высоких среди портов Черноморского бассейна. Но конкретные суммы вам могут назвать только владельцы или агенты заходящих в украинские порты судов. Потому что согласно закону о морпортах и приказу № 316 размеры ставок портовых сборов устанавливаются индивидуально, исходя из порта захода, тоннажа судна и других факторов.

В целом в украинских портах дисбурсмент — счет, отражающий все расходы по обслуживанию судна во время пребывания в порту захода, в том числе и портовые сборы, — достаточно объемный. С учетом портовых сборов он состоит из платы за 27 услуг.

Как определялись портовые сборы в разных портах, это утверждал Кабмин или Мининфраструктуры?

Мининфраструктуры. Потому что согласно ЗУ о морпортах ставки портовых сборов должна устанавливать Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере транспорта, в соответствии с утвержденной ею методикой. Поскольку комиссия до сих пор так и не создана, а методика, как я уже говорила, только разрабатывается, ставки утверждены центральным органом исполнительной власти, которая обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в сферах морского и речного транспорта, — Мининфраструктуры. В 2013 году появился единственный Порядок взимания и размеров ставок портовых сборов, утвержденный приказом Мининфраструктуры №316, который регулирует ставки портовых сборов в украинских портах. Но экономическое обоснование ставок портовых сборов отсутствует.

На что и как идут портовые сборы?

Законом о морпортах прописано, что портовые сборы должны использоваться исключительно по целевому назначению. За нецелевое использование средств от портовых сборов субъект, допустивший такое нарушение, уплачивает в госбюджет штраф в размере 200% использованной не по целевому назначению суммы портовых сборов.

В Законе определено, что за счет портовых сборов осуществляется финансирование содержания гидротехнических сооружений в объемах, необходимых для поддержания их паспортных характеристик. То есть причальный сбор должен направляться на содержание причалов, канальный — на улучшение гидротехнического сооружения канала, маячный — на содержание маяков, поддержание навигационной обстановки, санитарный — на соблюдение санитарных норм в порту.

Однако на сегодня отсутствует четкий порядок взимания, учета и использования средств от портовых сборов. Знаю, что такой документ только разрабатывается. И, безусловно, это важно и правильно.

Почему? Потому что создаст прозрачную и понятную систему контроля за расходованием средств от портовых сборов.

Ведь что происходит сегодня. Портовые сборы и плата за другие услуги, предоставляемые в порту, уплачиваются Администрации морских портов Украины . В итоге аккумулируется прибыль, которая оседает на счетах АМПУ. Понять, какая конкретно сумма из взимаемых портовых сборов направляется на поддержку паспортных глубин канала или, скажем, содержание причала, сложно.

В целом я поддерживаю идею о введении спецсчетов, куда бы направлялись средства, взимаемые в виде того либо иного портового сбора. Тогда будет понимание, что, например, на счету для причального сбора есть средства, предназначенные на строительство, модернизацию причалов порта. Как и будет ясность относительно освоения взимаемых средств по результатам года.

Получается, что судовладельцы обеспечивают работу АМПУ?

Фактически да. Ведь портовые сборы хоть и называются портовыми, но взимаются не с порта, а с морских судов. То есть плательщик — судовладелец: человек, который владеет судном. Но в конечном итоге все логистические затраты, понесенные в порту, все равно возлагаются на плечи грузовладельца.

При заходе в порт судно получает определенные услуги, связанные с обслуживанием судна или груза, за которые платит. Но насколько рыночно обоснованна плата за эти услуги? К тому же сегодня судовладельцам, по сути, навязывается плата за ряд услуг, которые не предусмотрены действующим законодательством

Что это за навязанные услуги?

Например, это "подруль". Зачем он нужен, неясно. Навязываемая нынче плата за услугу "борт-борт". Лоцманская проводка, швартовка и еще ряд услуг — это все не входит в портовый сбор, это все дополнительные сборы.

Судовладелец имеет право не платить эти дополнительные сборы?

Может, но тогда судовладелец понесет крупные убытки.

Например, взимание канального сбора за следование к четырем гаваням Одесского порта более года осуществлялось незаконно. Но судовладельцы были вынуждены оплачивать этот сбор, в противном случае неуплата являлась основанием для запрета выхода судна из порта. За простой судна в порту судовладелец платит демередж (денежное возмещение убытка — ред.), — это $25-30 тыс. в сутки. Подсчитайте экономику. Судовладельцу проще заплатить $3-5 тыс. сбора и зайти-выйти в порт своевременно, не срывая сроков поставки груза.

Это сейчас незаконный сбор благодаря усилиям Legran.TT отменен. Даже больше, мы уже взыскали в пользу клиента $140 тыс., которые были им уплачены АМПУ в качестве канального сбора. После детального рассмотрения сути дела суд признал, оплаченные суммы ввиду незаконности сбора подлежат возврату в полном объеме.

Что с методикой, которую готовит АМПУ совместно с МИУ, что в ней должно быть?

Офис поддержки реформ при Министерстве инфраструктуры Украины в конце октября презентовал принципы проекта новой методики расчета портовых сборов, разработанной при поддержке Всемирного банка. Согласно презентации, проект предлагает устанавливать портовые сборы на пять лет с ежегодным мониторингом, который предусматривает пересмотр ставки.

К слову, это не первая попытка подготовить документ. Летом 2016 года был презентован вариант Методики взимания портовых сборов, но он был раскритикован экспертами и юристами. Почему? Потому что сам подход к формированию методики был устаревшим и ошибочным. Вместо того, чтобы создать новую прозрачную систему ценообразования, с помощью этой методики попросту попробовали обосновать высокую стоимость судозаходов в украинские гавани. Напомню, портовые сборы вдвое выше по сравнению со странами ЕС и другими государствами, которые имеют выход к Черноморскому бассейну. Дисбаланс в размере портовых сборов есть даже внутри страны: если мы сравним Одессу и Южный, то это абсолютно разные суммы.

Что точно должно быть в этом документе? В нем должно быть определено, какую услугу оплачивает судовладелец, стоимость этой услуги и куда расходуются средства. Нужно показать формулу формирования себестоимости этой услуги и раскрыть порядок расчета каждой ее составляющей.

Правительство согласовало снижение портовых сборов на 20% с 2018 года. Вместе с тем АМПУ готовит Методику расчета ставок портовых сборов. В какой синергии будут происходить эти два явления?

По состоянию на сентябрь было анонсировано снижение ставок до 20%, а не на 20%. Кабмин, как известно, распорядился, чтобы МИУ осуществило мероприятия, которые позволяли бы снизить ставки портовых сборов до 20%.

Напомню, что в МИУ действует тарифный совет, который рассматривает все вопросы касательно тарифной политики. Бизнес в этот совет не входит.

В итоге после решения тарифного совета должны быть внесены изменения в Приказ Мининфраструктуры №316. На вопрос, как будут взаимодействовать эти изменения с новой методикой и что первично: внесения изменений в приказ № 316, которые должны произойти с 1 января 2018 года, или методика, — в АМПУ сообщили, что эти два проекта будут осуществляться параллельно.

Я ставлю под большое сомнение, что ставки портовых сборов изменятся 1 января 2018 года и что эти изменения будут идти параллельно с Методикой. Думаю, этот вопрос будет отложен до 2019 года и в ближайший год мы не увидим ни новой методики, ни обещанного уменьшения портовых сборов до 20%.

Почему инвестпривлекательность украинских портов связывают с портовыми сборами? На что влияет размер портовых сборов?

Связка прямая. Размер дисбурсмента напрямую влияет на привлекательность порта: он включается в стоимость фрахта судна. В итоге получаем самые дорогие порты.

На что влияют высокие ПС? Во-первых, на конкурентоспособность порта, стало быть — на грузопоток. Нет грузов — нет работы, нет отчислений в бюджеты. Во-вторых, на инвестпривлекательность портов. Покажите мне инвестора, которому захочется вкладывать в портовую инфраструктуру непривлекательного для грузоотправителя объект? Как привлечь грузопоток? Каким образом вернуть инвестированные средства? Ведь одна из ключевых целей любого бизнеса — получение прибыли. В-третьих, на экономику в целом, конкурентоспособность украинского экспорта и доступность импорта. Высокие ставки ПС — не проблема исключительно портовой отрасли и портов. Это проблема экономики в целом: и экспортеров, и импортеров.

Ведь стоимость логистики закладывается в стоимость товара, что определяет его цену, а значит — конкурентоспособность на мировых рынках (если говорим об экспортерах) или на внутреннем рынке (говорим об импорте).

Высокие портовые сборы удорожают как экспортные товары (зерно), так и необходимый Украине импорт — например, энергетический уголь. По разным данным, ранее озвучиваемым в публичных источниках, составляют в среднем от 20 до 50% всех портовых расходов для ключевого украинского экспорта.