Тактика и стратегия горнорудных гигантов на падающем рынке

Горнодобывающие компании урезают инвестиции и откладывают разработку новых проектов из-за опасений, что цены на сырьевые товары не скоро вернутся на пиковые уровни. Причина — в ослаблении темпов экономического подъема в Китае
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Сокращением инвестиций дело не ограничивается. Ведущие горнорудные компании мира (big miners) вынуждены распродавать часть активов под влиянием списаний на балансах, вызванных обвалом цен. С начала этого года на фоне негативных финансовых показателей ушли в отставку руководители BHP Billiton, Rio Tinto и Anglo American, но к революционным изменениям в планировании капитальных затрат это не привело.

Несмотря на развитие кризиса на товарных рынках, для четырех крупнейших мировых горнодобывающих компаний (BHP Biliton, Rio Tinto, Vale, Anglo American) пик инвестиций по-прежнему заявляется именно на период 2012-2014 годов, после чего наблюдается тенденция к снижению.

BHP Billiton: распродажа на $5 млрд.

Группа BHP Billiton в 2012 году провела пересмотр перспективного инвестпортфеля. Сокращение задело мега-проект Olympic Dam (уран, бюджет — $20 млрд) в Австралии. Планам компании по его превращению в крупнейший в мире карьер по добыче полезных ископаемых помешал резкий рост расходов на разработку и падение цен на медь и уран.

"Когда мы уточнили детали проекта в контексте сегодняшних условий рынка, нашей стратегии и затрачиваемых средств, стало ясно: для компании и ее инвесторов будет лучше, если мы продолжим развивать менее затратные проекты", — пояснял ситуацию тогдашний гендиректор BHP Мариус Клопперс. Кроме того, были снижены первоначально запланированные объемы вложений в экспансию Port Hedland Outer Harbor (желруда). Оптимизация расходов практически не затронула только проект по поташу Jansen.

В целом BHP отказалась от первоначально декларированных инвестиций в $80 млрд. на период с 2011 по 2015 годы. По мнению инвестиционных аналитиков, компания также отложит принятие решение по началу полномасштабного инвестирования в новые крупные проекты на два последующих года. В конце мая этого года руководство BHP заявило о сокращении capex 2014 года до $18 млрд. с ранее запланированных $22 млрд. По мнению Macquarie, оценка инвестиций BHP в 2013 году завышена и подвергнется дальнейшему сокращению, так как рыночная ситуация не располагает к форсированию новых проектов.

Крупнейший на сегодняшний день по стоимости проект BHP — наращивание мощностей на Jimblebar, что предполагает увеличение добычи и переработки до 35 млн. тонн в год при Capex в $3,3 млрд. Это инвестиционное начинание пока относится к неприкасаемым — несмотря на опасения аналитиков и инвесторов, что увеличение предложения железорудного сырья на рынке в сочетании с замедлением китайского спроса может заставить цены отступить. Терпимость BHP отчасти объясняется тем, что расширение Jimblebar находится в завершающей фазе.

Сейчас BHP Billiton реализует 19 крупных проектов (включая углеводородные), которые находятся на разных стадиях развития. При этом с начала 2013 года BHP не входила в новые крупные проекты. При этом в феврале текущего года компания заявила об обнаружении высокорентабельного месторождения сульфидного никеля Venus (Leinster, Австралия, участок принадлежит компании), прогнозные минеральные ресурсы которого — 4 млн. тонн, а среднее содержания никеля в руде — 3,5%. BHP начала бурение на этой территории с целью дальнейшего изучения объекта. Аналитики, исходя из текущей цены никеля, оценивали месторождение в $3,5-4,5 млрд.

Параллельно BHP продолжает избавляться от активов в сферах, которые сочла непрофильными для себя, или не приносящих желаемого дохода акционерам. За последний год корпорация объявила о продаже предприятий на $5 млрд. Единственный алмазный актив BHP — канадское месторождение Ekati, руды которого близки к истощению — в конце прошлого года был продан за $500 млн. В апреле этого года BHP заявила о продаже медной шахты Pinto Valley в Аризоне (США) и связанного с ней железнодорожного бизнеса за $650 млн. Кроме того, корпорация замораживает все проекты в Габоне, где владеет лицензиями на разработку двух марганцевых рудников.

Rio Tinto: урезание инвестиций на четверть

В текущем году инвестиции Rio Tinto сокращаются более чем на 25%, до $13 млрд. (Общий объем капвложений за период 2012-2016 годы превышает $50 млрд.) В 2014 году аналитики ожидают незначительного роста капитальных затрат для завершения ранее начатых проектов. Это актуально, в частности, по крупнейшему мировому месторождению меди Oyu Tolgoi в Монголии и расширению мощностей в Pilbara в Западной Австралии.

Тем не менее, зафиксировав рекордные списания по итогам прошлого года, Rio декларировала, что впредь инвестиции будут осуществляться только в активы, который гарантированно принесут высокую доходность. В течение 2013-2014 годов компания планирует сэкономить $5 млрд., в том числе в нынешнем году урезать $750 млн. на геологоразведку. Здесь также обещают дальнейшее сокращение Сapex и затрат на разведку.

Rio отмечает высокую рентабельность медного и железорудного бизнеса — проекты в этих сферах остаются приоритетными для корпорации. В то же время, слабым звеном являются алюминиевый и угольный сегменты, которые наиболее пострадали от ухудшения рыночной конъюнктуры. Вслед за распродажей активов Alcan, группа заказала оценку некоторых австралийских угольных месторождений, добыча на некоторых из которых была приостановлена в конце 2012 года в связи с дешевизной продукции. Алмазный бизнес (60% рудника Diavik в Канаде, 100% месторождения Argyle в Западной Австралии и 78% Murowa в Зимбабве), оцениваемый в $2,2 млрд., фактически выставлен на продажу с конца 2011 года.

Но и активы в основном бизнесе не застрахованы от "оптимизации" — эксперты считают, что сокращению может подвергнуться проект по добыче железной руды Simandou в Гвинее, оцениваемый в $10 млрд. Пока что Rio, вложив в развитие одного из крупнейших в мире угольных месторождений Simandou около $2,3 млрд., заверяет, что процесс разработки продолжается. Но даже в лучшем случае корпорации придется рассчитывать на щедрость властей Гвинеи, которые обязались инвестировать $5 млрд. в создание половины сопутствующей инфраструктуры.

Основные проекты Rio Tinto в 2013 году — первый этап расширения производства железной руды в регионе Pilbara (Сapex оценивается в $3,2-5 млрд.) и запуск Oyu Tolgoi ($6,2 млрд. ожидается в июне, при условии софинансирования монгольских властей).

Расширение добычи на Pilbara позволит Rio нарастить производственные мощности до 290 млн. тонн желруды в год и увеличит срок службы рудника Nammuldi на 14 лет. Проект будет запущен в III квартале этого года. Вторая его фаза — наращивание годовой добычи до 360 млн. тонн — рассчитана на I половину 2015 года. По словам нового главы компании Сэма Уолша, к дальнейшему расширению проекта компания приступит, если "на мировом рынке не произойдет серьезных изменений в отношении спроса-предложения на железную руду".

Vale: финансирование пока сохраняется

Бразильская Vale также будет применять стратегию приоритизации инвестиционных проектов. Рыночные аналитики считают, что общий уровень капитальных затрат останется близок к ранее принятым ориентирам.

Наименее устойчивые позиции, тем не менее, остаются у проекта по добыче поташа Rio Colorado в Аргентине. Vale не удалось получить налоговые льготы от правительства, что приведет к удорожанию Rio Colorado на 86%, до $11 млрд. и сделает его нежизнеспособным. По угольному проекту Moatize в Мозамбике компания, возможно, сократит инвестиции за счет переуступки долей в проектах потенциальным партнерам.

Vale также может пересмотреть график строительства нового сталеплавильного проекта Companhia Siderurgica Ubu (мощность 5 млн. тонн слябов в год, планировалось запустить в 2014 году). Показатель сapex для компании в 2013 году — $16,3 млрд. В первом квартале года было освоено около $4 млрд. из них, более половины — на железную руду и уголь.

Основные железорудные проекты Vale: расширение добычи на крупнейшем месторождении Carajas и строительство предприятия на 40 млн. тонн (общий Сapex — $3,5 млрд., осталось инвестировать $548 млн., запуск во II половине 2013 года). Кроме того, к ним относится освоение южной границы этого же месторождения — проект Carajas Serra Sul S11D с общим Сapex в $8 млрд., из которых осталось инвестировать около $6 млрд. (запуск ожидается во II половине 2016 года).

В отрасли цветных металлов Vale реализует канадский проект Long Harbour — гидрометаллургический завод на 50 тыс. тонн никеля, меди и кобальта. Проект выполнен на 90% и будет запущен во второй половине этого года (общий Сapex — $4,25 млрд., осталось инвестировать $490 млн.)

Баланс не выдержал экспансии

В условиях падения цен на цветные металлы и снижения стоимости активов, ранее приобретенных на растущем рынке, мировые горнодобывающие компании вынуждены проводить массовые списания. По итогам 2012 года big miners списали активы на общую сумму в $50 млрд. из-за неудачных сделок по слиянию и поглощению (M&A).

В списке оказался целый ряд крупных компаний, практически никто из крупных игроков не избежал потерь. Неудачные сделки по слиянию в угольном и алюминиевом сегменте вынудили Rio Tinto списать активы на сумму $14 млрд. Большая часть списаний в объеме $10-11 млрд. произошла в алюминиевом бизнесе компании, являясь следствием покупки Alcan в 2007 году за $38 млрд. Еще $3 млрд. списаний принесло приобретение угольных активов Riversdale в Мозамбике.

"Совет директоров Rio Tinto полностью признает, что списания такого масштаба в связи с относительно недавними приобретениями в Мозамбике являются неприемлемыми, — прокомментировал ситуацию председатель совета директоров группы Ян дю Плесси. — Мы также глубоко разочарованы тем, что в будущем списания в алюминиевом бизнесе продолжатся, так как сам сектор продолжает испытывать негативные изменения в мировом масштабе".

За последние 13 месяцев Rio пустила с молотка 13 алюминиевых производств, включая месторождения в Австралии. Признанием ответственности дело не ограничилось — своего поста лишился глава концерна Том Албанезе. Финансовым же итогом списания стал чистый убыток Rio в $3 млрд. (по сравнению с чистой прибылью $5,83 млрд. годом ранее).

Компания Anglo American списала $4 млрд. по своему бразильскому проекту по добыче железной руды Minas-Rio.

BHP Billiton в августе 2012 года объявил о списании $3,3 млрд. по своим проектам в сланцевом газе и никелевым активам в Австралии. Аналитики Goldman Sachs прогнозируют, что BHP придется списать еще "примерно $3 млрд." по алюминиевым активам. В консалтинговой компании Sanford Bernstein ожидают дальнейших списаний по никелевым и алюминиевым активам BHP Billiton в размере $5 млрд.

Бразильская Vale списала $4,2 млрд. по своим никелевым шахтам и доле в производителе алюминия Norsk Hydro. Объем списания в Xstrata также может составить до $2 млрд. (в т. ч. уже объявленное в 2012 году списание $0,6 млрд., а также за счет изменения оценки никелевых активов и Lonmin).

Эксперты ожидают, что приходить в себя после почти десятилетнего "головокружения от успехов" горнорудный сектор будет еще долго. В частности, управляющий портфелем активов Blackrock World Mining Fund Иви Хамбро в одном из недавних интервью заявил: "Я не удивлюсь, если процесс списания активов в горнодобывающем сегменте продолжится".

Ряд аналитиков уже назвали процесс списания в секторе "отрезвлением после затяжной вечеринки". За последние десять лет совокупный объем сделок по M&A в этом секторе, по данным Bloomberg, составил $1,1 трлн.

Обречены на оптимизацию?

Начало 2013 года было относительно оптимистичным для горнодобывающих компаний, и по итогам первых четырех месяцев их руководству, казалось бы, можно вздохнуть с облегчением, переведя дух после удручающего II полугодия. Импорт руды и концентрата в Китай в январе-апреле 2013 года возрос в годовом выражении на 3,9% — до 253,6 млн. тонн (в апреле — рост на 16,4%, до 67,15 млн. тонн). Цены в основном держались на уровне, превышающем консенсус-прогнозы.

Однако прогнозы на весь год не сулят ничего хорошего из-за перенасыщения на китайском рынке стали. Ключевыми причинами снижения цен на желруду являются падение спроса (после пополнения складских запасов китайские потребители существенно сократили закупки) и повышение доступности сырья (в начале года наблюдались сезонные сложности с отгрузкой руды из Австралии), говорится в обзоре "Металл Эксперт".

По данным этого агентства, после стабилизации мировых цен на железную руду в первой половине февраля, во второй половине первого квартала-2013 на рынке наблюдался отрицательный тренд. Спотовые котировки к концу марта откатились к уровню 133-135 $/тонн. В марте цены на желруду достигли пика в ходе периода пополнения запасов китайскими компаниями и, вероятно, будут снижаться в оставшуюся часть года на фоне увеличения поставок, полагают аналитики Morgan Stanley. Руководство Vale надеется, что цены удержатся выше 110 $/тонн, а в Rio Tinto предсказывают, что во второй половине текущего года котировки могут испытать давление на волне повышения австралийского экспорта, а также в связи с замедлением роста спроса в Китае.

Падение цен на железную руду на мировом рынке за последний год ставит под угрозу развитие новых месторождений и ограничивает потенциал добычи этого вида сырья в будущем, полагают эксперты консалтинговой компании Wood Mackenzie. Быстрого улучшения положения дел в отрасли пока не предвидится. "Индикатором тут является объем заказов на тяжелую технику, которую выпускают, например, Liebherr или Caterpillar. Это, в частности, фронтальные погрузчики, количество новых заказов на которые упало на 50%", — цитирует газета Handelsblatt слова главы компании Thallos Александера Бергера.

"Конъюнктура на большинстве металлургических рынков продолжает ухудшаться, поэтому, я думаю, любая компания отрасли будет задумываться о сокращении инвестиционных затрат. При этом, учитывая динамику цен, "качество" ранее одобренных проектов может быть пересмотрено — то, что раньше казалось хорошим проектом, перестает быть таковым", — говорит Юрий Волов из Номос-банка.

По его мнению, логично, что в первую очередь горнодобывающие компании будут отказываться от greenfield-проектов и проектов в сферах, которые сочтены непрофильными. Но и проекты в желруде и меди, которые гиганты пока резко не урезают, не останутся неприкосновенными. "В (сфере добычи) железной руде много уже начатых крупных проектов и высок риск снижения цен. В (секторе) меди цены пока находятся на комфортных уровнях, так что риск для медных проектов меньше, но недавняя волатильность цен может заставить по-другому посмотреть и на этот рынок", — считает аналитик.