Теоретически ни одна гостиница не отвечает своему статусу

На прошлой неделе официально открылась гостиница «Опера». Второй пятизвездочный отель в столице Украины.
Алексей Волошин, начальник отдела продаж и маркетинга новой киевской гостиницы «Опера», считает, что сертификация необходима украинским отелям

– Алексей, скажите, зачем гостиницам звезды?

– Звезды — это определенный показатель качества отеля, международный символ, который используется во всех странах. Чем выше звездочность отеля, тем выше его уровень и качество сервиса.

– Какие организации в Украине имеют право цеплять «звезды» отелям?

Мы, например, сейчас находимся на стадии прохождения сертификации и подали документы в Центр стандартизации и сертификации качества товаров и услуг. Но в Киеве таких органов два (еще Укрметртест-стандарт). Они имеют одинаковые полномочия.

– Оправдывают ли себя затраты на сертификацию?

– Несмотря на то, что прохождение сертификации и стандартизации не является обязательным, в последнее время все большее количество отелей выявляют желание проходить проверки для получения именно официального статуса. Это, конечно, связано с определенными трудностями, но результат оправдывает это. Для многих иностранных гостей наличие звезд является решающим фактором при выборе отеля в Украине.

– C какими проблемами вы столкнулись при оформлении документов, необходимых для присвоения категории?

– Основной проблемой являются сжатые сроки, в которые должно быть под готовлено большое количество внутренних документов о страховании ответственности отеля перед гостями, охранных услугах, сервисном обеспечении всех видов оборудования и коммуникаций. Для примера скажу, что только одним из элементов обязательной сертификации является внедрение Системы Управления Качеством (ISO). Обычно только этот процесс занимает 1 год.

Большой проблемой является также то, что наши правила стандартизации и сертификации не соответствуют времени. Большая их часть была написана еще в 80-х годах. И за 26 лет было внесено не так много поправок, которые соответствуют времени. К примеру, согласно этим требованиям, на ресторан должно быть три мойки для посуды. А у нас стоит пять посудомоечных машин… И если бы они хотели, то теоретически могли бы к этому придраться и не дать нам пять звезд. А еще в каждом номере, согласно этим стандартам, должно быть проводное радио. Вы себе можете представить, что в номере пятизвездочной гостиницы будет «брехунець»? Т.е. существует ряд таких деталей, согласно которым теоретически ни одна гостиница в Украине не соответствует своему статусу.

– Сколько раз навещают ревизоры отель для того, чтобы решить, сколько звезд ему присвоить?

– Это зависит и от размеров объекта, и от его стандартов качества. А сами проверки начинаются после подачи всех необходимых документов и заполнения анкет. Составляется график удобного времени и начинаются проверки.

– Всегда ли соблюдаются все нормы, необходимые для присвоения статуса?

– Можно это обойти, скажу вам честно. Написано: должен быть бассейн. А что такое бассейн, не написано.

– Есть ли в Украине какая-либо альтернатива звездам? Как еще можно показать статус гостиницы?

– Нет. Количество звезд — это самый распространенный и традиционный мировой символ, используемый на протяжении десятилетий. Ранее существовал рад других символов, например, короны или ключи, но с 80-х годов во всем мире звезды стали вытеснять другие символы.

– А как соотносятся наши стандарты с европейскими?

– В Европе стандарты обновляются каждый год. Тем не менее, мы можем пригласить любую европейскую комиссию из любой страны. Но у нас пятизвездочной может считаться только та гостиница, которая официально прошла сертификацию в Украине.

– Насколько зависит стоимость номера от количества звезд? Есть ли минимум, ниже которого не может стоить номер в пятизвездочной гостинице?

– Нет. Это рынок: спрос диктует предложение и цену на него. И, как известно, при повышении спроса растет цена, именно это и обуславливает высокие цены на отели в Киеве по сравнению с Европой.

– Какая окупаемость у пятизвездочной гостиницы?

– Сегмент гостиниц пяти звезд в Украине на данном этапе просто не заполнен по максимуму. Среднегодовая загрузка гостиниц такого сегмента около 75%. Это официально. На каждых двух гостей, которые желают поселиться в Киеве в пятизвездочной гостинице, есть всего лишь один номер. То есть спрос в два раза превышает предложение.

Окупаемость, конечно, зависит от объема инвестиций, от доходов, от количества комнат и от сезонности. Но так как в Украине большой неудовлетворенный спрос и хорошая заполняемость, то окупаемость на 3-5 лет меньше, чем в Европе, где она составляет порядка 12-15 лет.

– Есть ли мода на что-то в гостиничном бизнесе?

Последние тенденции в моде 5-звездочных гостиниц — это представительский этаж, специальный этаж для VIP-гостей. Как правило, на представительском этаже комнаты немножко дороже. В сезон они у нас будут дороже на 80 евро. Но в них входит ряд дополнительных услуг, такие как обслуживание дворецким круглосуточно, ранние/поздние вселения-выселения без доплаты. Здесь есть DVD-проигрыватель, DVD-библиотека. Это специальная зона для тех гостей, которые требуют большего внимание и привыкли к конфиденциальности. Все наши дополнительные услуги ориентированы на максимальное удовлетворение потребностей именно деловых гостей, поскольку в Киеве это самый большой сегмент.