«ТНК-ВР» меняет формулу бензинового рынка

«ТНК-ВР» заявила о покупке 118 заправок. Сделкой крупнейшая международная компания продемонстрировала свою готовность усилить влияние на розничном рынке. Это может привести к изменению правил ценообразования на нефтепродукты

Российско-британская компания «ТНК-ВР» заключила соглашение о покупке 118 автозаправочных станций в Украине. Раньше эти АЗС работали под брендом «Укртатнафта», который использовали по лицензионному соглашению с одноименным нефтеперерабатывающим заводом. А прямо накануне продажи начался ребрендинг сети: сначала вместо привычных вывесок на АЗС появились оранжевые смайлики, а затем — название Formula.

Продавцом 118 автозаправок выступает группа «Вик-ойл». Как сообщил «ДЕЛУ» генеральный директор «Вик-ойла» Николай Гавриленко, свое согласие на продажу автозаправочных станций дали соучредители, владеющие контрольным пакетом акций компании. Их имена не разглашаются. Достоверно известно лишь то, что одного из миноритарных акционеров представляет сам Гавриленко.

В то же время пока не решился на продажу своей доли чешский акционер — венчурный фонд PPF Investment, который в 2007 году приобрел 28% акций «Вик-ойла». По информации «ДЕЛА», «ТНК-ВР» сделала предложение о продаже акций и PPF Investment.

Покупка 118 заправок позволит «ТНК-ВР» значительно усилить свои позиции на розничном рынке нефтепродуктов Украины. Ведь на данный момент сеть российско-британской компании невелика — всего 50 станций. Подавляющее большинство АЗС, работающих на украинском рынке под брендом «ТНК», не принадлежит компании, а сотрудничает с ней по джобберским соглашениям. Судя по всему, российско-британская компания не особо удовлетворена таким сотрудничеством.

Если несколько лет назад количество джобберов у «ТНК-ВР» достигало тысячи, то сейчас их всего 250.

Окончательное завершение сделки по покупке АЗС ожидается в ближайшие два-три месяца. По информации «ТНК-ВР», еще необходимо получить разрешение Антимонопольного комитета и завершить определенные сделки по реструктуризации внутри «Вик-ойла». Последнее, очевидно, связано со сложной структурой группы. Ведь управляет заправками одна компания, официально они записаны на другую фирму и т.д.

Стоимость сделки

Сумма сделки сторонами не разглашается. В «ТНК-ВР Коммерс» (управляет украинскими активами российско-британской компании) отказались комментировать какие-либо вопросы, связанные с покупкой АЗС, до ее окончательного завершения. В то же время Николай Гавриленко отметил, что «согласно оценке международных компаний, стоимость сети составляет около $300 млн.». То есть, согласно этой информации, одна станция стоит около $2,5 млн., что является довольно высокой ценой.

Впрочем, не факт, что именно такую сумму удалось выторговать собственникам «Вик-ойла» у «ТНК-ВР». Например, директор консалтингового агентства «А-95» Сергей Куюн, с учетом нынешней неблагоприятной ситуации на рынке нефтепродуктов, оценивает стоимость АЗС несколько ниже — в $2 млн. за одну заправку. Однако он не исключает, что «Вик-ойл» мог добиться премии «за качество и географическое расположение сети заправок». Например, сеть хорошо представлена в Донецкой, Днепропетровской, Харьковской и Запорожской областях. А в этих регионах практически не осталось площадок для строительства новых АЗС.

Аналитик консалтинговой компании Upeco Александр Сиренко дает более пессимистическую оценку стоимости сети из 118 заправок. По его словам, с наступлением кризиса АЗС значительно подешевели. Поэтому, с учетом кредитной нагрузки «Вик-ойла», Сиренко оценивает стоимость сети АЗС компании в сумму около $50 млн. Аналитик Upeco считает, что к продаже АЗС собственников «Вик-ойла» подтолкнули именно высокие долговые обязательства компании. Николай Гавриленко категорически не согласен с этим утверждением. По его словам, продажа АЗС не связана с финансово-хозяйственной деятельностью сети. «Каждый из акционеров принимал решение о продаже акций из своих личных соображений: сначала один, потом второй…» — утверждает гендиректор.

В ожидании бренда ВР

На покупку сети «Вик-ойла» претендовала не только «ТНК-ВР». В 2009 году купить АЗС рассчитывала группа «Приват». На этой почве между собственниками заправок и ФПГ Игоря Коломойского разгорелся публичный конфликт. «Приват» обвинил собственников сети АЗС в недобросовестном сотрудничестве с «Укртатнафтой» (группа осуществляет оперативный контроль над этим предприятием) и даже добился временного наложения ареста на сеть АЗС. Целью такого давления, как отмечает источник «ДЕЛА», была попытка склонить «Вик-ойл» к продаже станций по низкой цене.

Значительный интерес к АЗС «Вик-ойла» также проявляла «Западная нефтяная группа» (сеть заправок WOG), совладельцем которой выступает Игорь Еремеев. Стороны обсуждали возможность слияния двух сетей. Перспективность данного проекта была в том, что станции «Вик-ойла» хорошо представлены на востоке Украины, а WOG — на западе.

Сергей Куюн считает, что «ТНК-ВР» будет и в дальнейшем активно работать над развитием собственной сети АЗС. По его мнению, компания проведет ребрендинг покупаемых 118 станций. При этом вполне вероятно, что часть заправок будет работать не под брендом «ТНК», а под брендом ВР. «Компания использует данное название в премиум-сегменте, — отмечает Куюн. — Сейчас компания как раз начинает формирование сети под этим брендом в Украине». Напомним, что в начале 2009 года «ТНК-ВР» завершила сделку по приобретению киевской сети «Золотой гепард», состоящей из 36 АЗС. Компания также объявляла о намерении сменить вывески на этих заправках на «ТНК» и ВР.