Топ-200 агрокомпаний: почему обвалились продажи консервации

Консервный бизнес залег на дно. Позиции многих заводов в новых условиях рынка пошатнулись. Отдельные компании однако сумели неплохо заработать в Европе и России
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Рынок плодоовощной консервации с середины минувшего года пережил сразу несколько серьезных потрясений. Девальвация гривни и российское эмбарго привели к диспропорции в торговых балансах практически всех видов переработанной продукции. Из-за постоянных скачков курса и проблем с экспортом участники рынка не имели возможности эффективно планировать свою деятельность.

Полный провал

Результаты работы производителей консервации в этом году удручают. Так, по информации Госстата, производство консервированных овощей в январе-июле 2015-го сократилось на 39,5% — до 23,7 тыс. тонн. "Меньше всего упали продажи зеленого горошка и сладкой кукурузы. По остальным группам консервов реализация обвалилась", — утверждает коммерческий директор предприятия "С-Росток" Александр Марченко. Сократилось и производство соков — на 29,1%, до 131 тыс. тонн. Соковых смесей за семь месяцев этого года было произведено на 21,2% меньше, 119 тыс. тонн.

Как отмечает генеральный директор компании Pro-Consulting Александр Соколов, бурный расцвет овощного "консервного бизнеса" в прошлом напрямую был связан с ростом покупательной способности населения и активным экспортом данной продукции на рынок России.

До осени прошлого года производство консервированных овощей в Украине стабильно увеличивалось. Именно эти запасы играют теперь с производителями злую шутку.

Если в 2012 году производство овощных и фруктовых консервов составляло 115 тыс. тонн и 48 тыс. тонн соответственно, то в 2014-м было произведено уже 139,2 тыс. тонн (почти на 22% больше) и около 40 тыс. тонн консервированных фруктов и ягод.

Закрытие прибыльного экспортного рынка совпало со стремительным снижением доходов украинцев и подорожанием всех продтоваров. Отечественные потребители начали сокращать свои расходы. "Не являясь продуктом первой необходимости, плодоовощная консервация сразу пошла "под нож". С прошлого лета многие украинские хозяйки самостоятельно, по "бабушкиным рецептам" занялись заготовками на зиму", — говорит Александр Соколов.

И хотя огурцы, томаты, грибы, горошек, кукуруза и фасоль все еще пользуются популярностью на внутреннем рынке, промышленные овощные консервы предстоящей зимой многим будут не по карману.

Наиболее серьезно от вынужденной экономии пострадали импортеры — по всем сегментам консервированной продукции объемы импорта сократились в разы. "Сравнивая с сезоном 2012/2013 (последним наиболее стабильным сезоном в отношении курса валют), импорт продуктов переработки фруктов и овощей упал в два раза — до 86,6 тыс. тонн. Из-за стремительной девальвации гривни импортная консервация стала неконкурентоспособной в сравнении с местной продукцией", — говорит руководитель проекта "АПК-Информ: овощи и фрукты" Татьяна Гетьман.

Самое существенное падение импорта отмечается в сегменте "заморозки", ведь, во-первых, данная продукция не является товаром первой необходимости, во-вторых, местная "заморозка" дешевле импортной. Поставки замороженных овощей и фруктов сократились в 4,5 раза — до 2,8 тыс. тонн. При этом если в сезоне 2012/2013 доля стран ЕС в поставках составляла 82%, то в сезоне-2014/2015 — не более половины.

"Баночная" география

В отношении экспорта тоже похвастаться нечем. Поставки за рубеж продуктов переработки фруктов и овощей упали в 1,5 раза (в 2014 году по сравнению с 2013-м). В частности, если консервации, джемов и варенья в сезоне 2012/2013 было экспортировано 113 тыс. тонн, то в сезоне 2014/2015 — лишь 56 тыс. тонн.

После введения в июле прошлого года эмбарго на ввоз этой продукции на рынок РФ многие консервные заводы столкнулись с проблемой ее сбыта. По сути, производители пережили последний год благодаря реализации основной части своей продукции бюджетным организациям. "Продажи консервов через розничные сети и оптовые компании остаются невысокими", — констатирует гендиректор Украинской ассоциации поставщиков Алексей Дорошенко.

Предприятиям предстояло быстро сориентироваться, как жить по новым правилам. По некоторым группам консервированной продукции украинским экспортерам удалось переориентироваться на рынок ЕС достаточно быстро. В прошлом году были полностью выбраны квоты на обработанные томаты, виноградный и яблочный соки и концентрат. В 2015 году квоты по этим позициям были выбраны досрочно. Хорошо заработали на яблочном концентрате "Аграна Джус Украина", "Динтер Украина Скала" и T.B. Fruit "Яблуневий дар". В начале лета Марокко увеличило размер квот для обработанных томатов (томатной пасты, сока, соусов и т.п.), что позволило получить дополнительный доход в валюте компании "Агрофьюжен".

Около 80% экспорта отечественных соков и концентратов уже сегодня приходится на европейский рынок, и, вероятнее всего, эта доля продолжит расти.

Дальнейшая переориентация на европейский рынок ожидается по джемам и фруктовым начинкам: украинские производители наращивают поставки в Венгрию и страны Прибалтики.

По мнению эксперта аграрных рынков УКАБ Евгения Дворника, усиленно искать новые рынки сбыта экспортеров заставляет прежняя зависимость от России. "Еще в 2012 году 88% консервации из Украины поставлялось на рынок РФ. Сейчас в Россию продукция не поступает. При этом доля Европы с 5% (в 2012 году) выросла до 19% в январе-июле 2014-го и уже до 40% — в январе-июле 2015 года.

Заметный интерес к продукции отечественных консервных заводов проявили в последнее время Беларусь и Казахстан — рост составил 36% и 43% соответственно. Возросший интерес данных стран во многом связан с последующим реэкспортом продукции на рынок РФ, только уже под их собственным именем.

Тенденция по диверсификации рынков сбыта, безусловно, является позитивной. Однако забыть о российском рынке крупные отечественные консервщики не готовы. По информации зампредседателя правления ассоциации "Руспродсоюз" Дмитрия Леонова, украинская ГК "Верес" и ТД "Нежин" после запрета на ввоз начали размещать заказы на контрактное производство маринованных овощей на российских заводах. Однако попытка начать свое производство в России у "Вереса" (занимавшего ранее третье место по продаже плодоовощной консервации на рынке РФ) успехом не увенчались. В этом году компания запустила производство на Горынском агрокомбинате в Беларуси. Перед возвращением на российский рынок "Вересу" пришлось поменять этикетки: в качестве страны-производителя продуктов значится не запрещенная Украина, а разрешенная Беларусь. Заказчиком выступает московское ООО "Интер КВ", которое и пытается вернуть компании потерянные позиции на полках российских магазинов.

Производственный коллапс

Компании всерьез занимаются диверсификацией рисков и уходят от сезонности в производстве. "В 2015 году из-за общего удорожания производственных ресурсов производители приняли решение сократить площади под овощами, и в первую очередь это коснулось сезонных овощей — основных видов сырья для переработки", — отмечает Татьяна Гетьман.

Сокращение предложения овощей для переработки взвинтило цены на сырье, что пагубно сказалось на себестоимости готовой продукции. По информации "АПК-Информ: овощи и фрукты", в разгар заготовительного сезона отпускные цены у фермеров на огурцы были в 1,5 раза выше, чем год назад. В целом удорожание ключевых составляющих себестоимости консервов на 30-65% (сырья, тары, энергоресурсов, логистики и др.) заставит заводы уже к концу текущего года поднять цены на готовую продукцию не менее чем на треть. На данный момент большинство предприятий ограничились повышением отпускных цен на уровне 15-20%.

Яблочный концентрат — единственный сегмент переработки, где отмечается рост производства. Производственные мощности по концентрату по сравнению с прошлым годом увеличатся в 2015 году на 30%. К слову, на фоне общего ажиотажа в переработке яблок и цены на сырье стали в разы выше. Если год назад заводы покупали яблоки по 0,7-1,05 грн/кг, то теперь средняя цена на промышленное яблоко