Топ-200 агрокомпаний. Почему тормозится приватизация аграрных активов?

Несмотря на заявления Минагропрода о желании как можно скорее приступить к приватизации аграрных госкомпаний, не факт, что продажа состоится даже в 2016 году. До сих пор не существует простой и понятной процедуры перевода госактивов в частную собственность
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Сразу после прихода к власти новой команды Кабмина был задекларирован курс на приватизацию крупных и мелких госпредприятий. За короткий срок были привлечены грузинские эксперты, создана специальная комиссия по вопросам приватизации, которую возглавил Борис Филатов. И к середине мая правительство утвердило перечень из 285 предприятий, подлежащих приватизации в 2015 году. Еще 43 агропредприятия планировалось продать в 2015-м в случае получения разрешения Верховной Рады.

Приватизация "зависла"

Заявления главы Фонда госимущества Игоря Белоуса не вселяет надежды на реальность проведения разгосударствления сельхозпредприятий даже в 2016 году. Кабмин продлил действие базового постановления №271 от 12 мая 2015 года "О проведении прозрачной и конкурентной приватизации в 2015 году". Согласно информации на сайте ФГИ, причиной продления сроков продажи является торможение органами управления госимуществом передачи ФГИ объектов для приватизации.

Кроме того, за 2015 год Верховная Рада так и не одобрила законодательные изменения, необходимые для начала разгосударствления. В частности, в Раде на рассмотрении находится законопроект №2319а о внесении изменений в законы "О приватизации государственного имущества" и "О Фонде государственного имущества". Этот законопроект позволит не допустить к приватизации российских покупателей, а торговцы ценными бумагами должны будут подавать информацию о лицах, в интересах которых они покупают государственные корпоративные права. Фонд госимущества разработал указанный документ сразу после публикации постановления Кабмина, но парламентарии были заняты более важными делами, и до местных выборов законопроект так и не был проголосован. Глава ФГИ Игорь Билоус, выступая в Верховной Раде в октябре, заявил, что принятие этого законопроекта позволит получить от продажи госимущества 30 млрд грн. Но услышали его лишь третья часть депутатов, остальные в зале отсутствовали.

Аграрные гослоты

Весной министр аграрной политики и продовольствия Алексей Павленко, окрыленный возможностью избавиться от необходимости контролировать и управлять 571 госпредприятием, находящимся в подчинении Минагропрода, заявил о том, что готов уже в 2015 году передать ФГИ 150-180 аграрных компаний. По его подсчетам, это должно было принести около 1 млрд грн в госбюджет. В реальности же на сегодня ФГИ передано лишь шесть единых имущественных комплексов — аграрно-промышленная фирма "Полтавасадвинмаркет", государственное научно-производственное предприятие "Винконсервпроект", государственный шелкосовхоз "Криворожский", государственное сельскохозяйственное предприятие "Кильчень", "Чутово", сельскохозяйственное предприятие "Ягубец".

По информации пресс-службы ФГИ, объекты АПК, как правило, передаются работникам и приравненным к ним лицам после оценки и инвентаризации. "Определенные трудности связаны с тем, что объекты нужно готовить перед передачей. Есть положение ФГИ №667, согласно которому объект должен передаваться с определенным пакетом документов. Это длительная процедура и кропотливая работа", — прокомментировали в ведомстве.

Советник министра аграрной политики и продовольствия, заместитель председателя рабочей группы Минагропрода по вопросам разгосударствления Алексей Зубрицкий сообщил, что с оформлением документов дело обстоит очень плохо, потому что для любого директора госпредприятия это защитная броня от приватизации. Согласно коалиционному соглашению, предприватизационная подготовка предприятий должна выполняться Фондом госимущества, в реальности же ФГИ требует от профильного министерства сбора всех необходимых документов. Процесс подготовки ввиду ограниченного количества персонала министерства и фактической неработы многих агрокомпаний сильно замедляется.

По данным аграрного ведомства, 10-12% госпредприятий из существующих 571 не имеют земельного банка. Соответственно, в этих объектах не нужно проводить распаевку земельных участков, что ускорит процедуру продажи.

В целом земельный банк госкомпаний Минагропрода, имеющих земельные угодья, составляет 181,5 тыс. га. Это размер среднего аграрного холдинга. За 2014 год эти компании получили совокупный убыток в 3,5 млрд грн. Из них реально работает лишь 96, и только 15 являются прибыльными.

Такие данные стали ключевыми для принятия решений о продаже госсобственности, находящейся в подчинении министерства. "Всего в подчинении Минагропрода 571 предприятие, из них 116 выполняют образовательную функцию, мы большинство из них передали Министерству образования, 150 находятся в стадии банкротства и ликвидации, еще 150 — в процессе реструктуризации, около 30 находятся в Крыму, 20 — это "бриллианты", такие как "Укрспирт", ГПЗКУ, "Артемсоль", они потенциально стоят очень много денег, и заниматься их приватизацией сейчас нужно очень осторожно. У нас остается 100 предприятий, которые мы заявили к приватизации в этом году", — прокомментировал советник министра.

Тернистые пути приватизации

По словам Алексея Зубрицкого, есть два пути приватизации госпредприятий: создание коллективного сельхозпредприятия (КСП) или акционерного общества. Создание КСП займет 7,5 месяца, акционерного общество — около 16 месяцев. Есть ряд предприятий, на приватизацию которых требуется разрешение Кабинета министров. Сюда относятся компании, которые имеют многолетние насаждения (хмель, виноград, сады), а также племенные предприятия, например, связанные с коневодством. Чтобы выдать это разрешение, Кабмин должен согласовать его с Минэкономики, Минюстом, что добавляет еще один месяц к общему сроку приватизации. Есть предприятия, на разгосударствление которых не требуется разрешение правительства, они сразу передаются под управление ФГИ. И если Кабмину на принятие решения нужно 30 дней, то ФГИ — 10 дней. После принятия решения ФГИ создает различные комиссии. В частности по приватизации, по инвентаризации, на что законодательно отведено 30 дней. После этого следует создание передаточного баланса, оценка предприятия, подготовка плана приватизации и его утверждение. "Где-то на этом этапе должен собраться коллектив и сказать: мы хотим коллективное сельхозпредприятие или мы хотим акционерное общество. Если решение по приватизации принимает Кабмин, то автоматически будут создавать акционерное общество. В других случаях есть выбор. На это все уходит дополнительно от четырех до шести месяцев", — уточняет Зубрицкий.

В то же время Министерство финансов инициировало законопроект, который фактически отменяет коллективные сельхозпредприятия (КСП) в пользу акционирования. Алексей Зубрицкий выступает против. Почему? "Корпоратизация — это долго. По расчетам МЭРТ, это восемь месяцев. Это сложная бюрократическая процедура. Министр Абрамавичус говорит, что 100 крупнейших госпредприятий страны — это 90% стоимости всех предприятий, принадлежащигосударству. Но остается еще 1700. Валить их в одну кучу и говорить, что для всех должен быть один порядок приватизации, нельзя. В корпоратизации шелкосовхоза или виноградника нет никакого экономического смысла", — убежден эксперт. Позиция Минагропрода такова: трудовые коллективы должны самостоятельно решать, каким образом должно происходить разгосударствление. Необходимо сохранить для них возможность создания КСП.

Дополнительные риски

Партнер юридической фирмы "Астерс" Алексей Хомяков также считает, что основными рисками приватизационных процессов в аграрной отрасли остаются необходимость реорганизации госпредприятий в акционерные общества или коллективные хозяйства, социальные обязательства государства, высокие риски обжалования результатов приватизации ввиду запутанности и нечеткость соответствующих процедур. "Иностранные инвесторы не готовы принимать столь высокие бизнес-риски и вкладывать свой оборотный капитал в низкопродуктивные аграрные предприятия государственного сектора", — отмечает он.

Однако в Минагропроде уверены, что разговоры о кризисе, войне и прочих непреодолимых препятствиях — это просто способ затормозить приватизацию, чтобы продолжать грабить госпредприятия. "В обществе намеренно раскручивается кампания о несвоевременности приватизации. Все, чтобы сохранить status quo, когда различные группы влияния сидят на потоках и грабят госкомпании", — говорит Зубрицкий. Если говорить о китайских или арабских инвесторах, то они делают долгосрочные инвестиции и мыслят стратегически, несмотря на несколько лет нестабильности. Именно иностранных покупателей ждет государство на такие "лакомые объекты", как ГПЗКУ, "Артемсоль", "Укрспирт", "Аграрный фонд". Хотя окончательного понимания того, каким образом они будут выставлены на продажу, у правительства до сих пока нет.