ТОП главных инсайтов от спикеров Форума малого и среднего бизнеса (ФОТО)

ТОП главных инсайтов от спикеров Форума малого и среднего бизнеса (ФОТО)
Василий Хмельницкий, Александр Высоцкий, Виталий Антонов и другие бизнесмены на Форуме малого и среднего бизнеса поделились своим видением, как успешно развивать предпринимательство в Украине
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

В субботу, 22 июня, Школа малого и среднего предпринимательства и Киевский Международный Экономический Форум провели первый Форум развития малого и среднего предпринимательства. Организаторы поставили цель собрать предпринимателей, которые создают продукцию и сервисы и работают на внутренний или внешний рынок, чтобы рассказать о трендах развития предпринимательства, поделиться знаниями о современных и действенных бизнес-инструментах в сфере маркетинга, масштабирования бизнеса и инвестиций.

Спикеры Форума, бизнесмены с опытом работы около 20 лет, затронули темы проблем с построением системного бизнеса, маркетинговых стратегий, продаж и привлечения партнеров или заемных средств. Delo.ua  публикует наиболее ценные советы бизнесменов.

Рик Расмуссен. Фото: Татьяна Довгань/Delo.ua

Рик Расмуссен,  научный сотрудник Калифорнийского университета в Беркли, директор центра предпринимательства и технологий Sutardja

Украина имеет хорошее месторасположение, но это рынок среднего размера ВВП и медленного темпа роста экономики, поэтому предпринимателям нового времени необходимо закладывать в стратегию развития выход на экспорт. Но, прежде чем эту стратегию расписывать, подумайте над тем, какую потребность закрывает ваш продукт или какую проблему для потребителя он решает.

Мы сначала пытаемся определить проблему и понять, нужно ли это рынку. Сегодня очень дешево можно проверять гипотезы и создавать первые прототипы. Затем со своей идей и прототипом продуктов идти к друзьям и знакомым, чтобы получить обратную связь. Только проведя такую "домашнюю работу", вы сможете создать и начать развивать бизнес, который нужен людям и, соответственно, будет приносить вам доход. 

Сначала определите проблему, потом создавайте продукт! 

Алина Адамс. Фото: Татьяна Довгань/Delo.ua

Алина Адамс, основательница и СЕО компании Artveoli, Inc., преподаватель в Northeastern University, Бостон, США.

Продукт должен быть всегда адаптирован к новому рынку 

Когда вы выходите на новые рынки, в новые сегменты, вы сталкиваетесь со множеством рисков, о которых не могли знать заранее. Вы не знаете ментальных особенностей ваших новых покупателей, их культурных особенностей, не имеете подхода к ним. Вы не знаете конкурентов и то, занята ли ваша ниша, вы не знаете, какая сумма денег вам понадобится для адаптации. Поэтому вам нужны люди, которые за вас проанализируют все эти риски и особенности. Вам нужно найти людей, которые разбираются, и которым вы доверяете за вас сделать бизнес в этой стране. 

Александр Высоцкий. Фото: Татьяна Довгань/Delo.ua

Александр Высоцкий, основатель Visotsky Consulting

Рост — это единственное естественное состояние бизнеса. Если нет роста в течение длительного времени — это индикатор глубокой системной проблемы. К этому никогда нельзя относиться спокойно. У меня был кризис в 2014 году, когда были заморожены контракты, и по итогу года мы вышли в ноль, но это не является нормальным. И я считаю, что именно владельцы бизнеса создают остановки в росте компании. 

Когда мы только начинаем строить нашу компанию, мы думаем, что бизнес решит наши проблемы, но бизнес начинает нами управлять, а не мы им. Когда мы приходим на работу и сразу беремся за решение проблем — это ненормальное состояние. Основные проблемы, которые приводят нас к такому состоянию, звучат так. Первое: мы зависим от специалистов, и из-за этого бизнес не масштабируется. А специалистов нет или стоят они дорого. Второе: практически невозможно делегировать производственное управление.

Третье: как только привлечение клиента усложнилось, начинается ценовой демпинг. Целые отрасли уничтожаются ценовым демпингом. Еще одна проблема, тормозящая рост, — невозможность масштабировать продажи. И в результате собственник работает больше всех, хотя по статусу не должен. Все эти проблемы приводят к замедлению бизнеса. 

Влад Ноздрачев. Фото: Татьяна Довгань/Delo.ua

Влад Ноздрачев, основатель СУПЕРЛЮДИ и экс-бренд лидер FEDORIV

Сегодня время "андердогов", людей или компаний, которые еще не в топах, но подбираются к первым местам. Сила молодых компаний в том, что нам терять нечего, мы боремся отчаянно, у нас нет совета директоров, портфеля инвестиций, мы что хотим, то и делаем. И сегодня самое лучшее время для начала бизнеса со времени начала капитализма, потому что вход в бизнес стал дешевым, а творчество победило бизнес-подход. 

Катерина Возианова. Фото: Татьяна Довгань/Delo.ua

Катерина Возианова, основательница бренда одежды Indposhiv Bespoke House

Подходы глобальных компаний не будут полезными маленькому бизнесу. Я поняла это, когда ушла в свой бизнес. Я была уверена, что все маркетинговые стратегии, знания, которые я получила, будут также работать, но я ошибалась. Главное, что я поняла, что каждому предпринимателю нужно знать своего потребителя лично. Первое время я сама продавала, предлагала клиентам ткани, объясняла. Этот опыт дал мне знания о том, что действительно нужно и что на самом деле важно моему клиенту. Что для него эмоционально важно, а что эмоционально ужасно. Таким образом вы сможете построить собственный сервис под потребности клиента. Тогда гораздо легче и эффективнее можно продумывать рекламные стратегии и кампании.

Василий Хмельницкий. Фото: Татьяна Довгань/Delo.ua

Василий Хмельницкий, предприниматель, основатель инвестиционной группы UFuture

Я выделяю несколько самых перспективных ниш для открытия бизнеса и инвестирования. Первое — это продукты питания. Люди живут дольше, хотят потреблять больше и разнообразнее, поэтому продукты питания — вечный бизнес. Второе — здравоохранение, люди живут дольше, хотят быть здоровыми. Третье — зеленая энергетика. Мир борется с экологическими проблемами, с потеплением. Развитые страны выделяют деньги, ищут варианты не только производства, но и сохранения продукта, и передачи на расстояния. 

Последнее — очень перспективные ниши — это IT-бизнес, игры, большие данные, искусственный интеллект. Но в первую очередь инвестировать нужно в себя, в свой опыт, потому что не будет работать ни первое, ни второе, ни третье, ни пятое, если мы будем отставать. У людей нет денег потому, что у них нет знаний и опыта, и, конечно же, важна репутация. 

Виталий Антонов, Наталия Микольская, Василий Хмельницкий, Сергей Васьков. Фото: Татьяна Довгань/Delo.ua

Виталий Антонов, основатель OKKO Group, президент "Концерна Галнафтогаз" (сеть АЗК ОККО)

Чтобы получить инвестирование, предприниматель должен быть открыт настолько, чтобы в него поверили. Мир именно так устроен, что ты должен убедить других быстро. Личная капитализация основывается на способности убеждения и способности вызвать доверие сразу, с первых 30 минут встречи. 

Наталия Микольская, исследователь Ukrainian Emerging Leaders Program, Университет Стэнфорда, экс-торговый представитель — заместитель Министра экономического развития и торговли Украины 

Если ты понимаешь проблему, которую решает твой продукт, если у тебя крутая команда, тогда у тебя будет шанс получить инвестирование и тут, необязательно ехать в Кремниевую долину.

Малый и средний бизнес должен сразу думать глобально. Это не про выход сразу на соседние рынки, но вы должны думать, как вы будете расширяться и как вы будете расти. Потому что внутренний рынок достаточно маленький, и все бизнесы, как правило, думают про партнерство или инвестиции, потому экспорт требует значительных усилий. В вашей стратегии должно быть что-то, что позволит вам со временем работать над масштабированием. 

Фото: Татьяна Довгань/Delo.ua

Сергей Васьков, управляющий партнер в "ЕСКА Капитал"

Когда к нам приходят люди за инвестированием, мы хотим увидеть, насколько глубоко они понимают в своей отрасли и что у них за идея. Это может быть абсолютно банальная идея в отрасли, в которой, казалось бы, все ниши заняты, но команда настолько хорошая и хорошо понимает свою нишу, и у них интересный продукт, что мы могли бы в них вложиться. 

Самое главное для нас  — это люди, насколько команда способна управлять этим бизнесом,  способны ли они показать доходность на уровне 30-35%. Если у них маржинальность на уровне 10-15%, это не бизнес, это хобби. Но когда вы приходите к инвестору и предлагаете 18%, никто этим не заинтересуется. Маржинальность должна быть высокой.