НБУ курс:

USD

41,66

--0,10

EUR

43,41

+0,29

Наличный курс:

USD

41,58

41,55

EUR

43,45

43,25

Торговые сети латают дыры

Прошедший 2008 год принес торговым сетям многомиллионные убытки

год стал убыточным для большинства ритейлеров. Убытки понесли такие крупные игроки рынка, как «Велика Кишеня», «ЕКО-маркет», «Интермаркет» и «Амстор». В плюс смог выйти только «Фуршет».

Один из пяти

Так, компания «Квиза-Трейд», управляющая сетью супермаркетов «Велика Кишеня», завершила 2008 год с убытками в 330,3 миллиона гривен, хотя еще в 2007 году ее чистая прибыль составляла 35,1 миллиона. Как сообщил «ДЕЛУ» заместитель финансового директора «Квиза-Трейд» Олег Пьявка, такие финрезультаты сети компания связывает со скачком курса доллара. «Убытки компания получила исключительно за счет курсовой разницы, если бы ее не было, мы бы завершили год с прибылью. Курс доллара вырос с лета на 40%, и при возвращении кредита мы теряем огромные суммы», — сетует Пьявка. Не обошли стороной неприятности львовскую компанию «Интермаркет», владеющую одноименной сетью оптовых магазинов и сетью супермаркетов «Арсен». В компании среди причин убытков называют продажу сети дисконтных магазинов «Барвинок», которую в ноябре 2008 года купила польская инвесткомпания Abris Capital Partners. Как пояснили в компании, это лишило «Интермаркет» прибыли от оборота 24 магазинов. На общем убыточном фоне выделяется только сеть супермаркетов «Фуршет». В 2008 году они получили незначительную прибыль в размере 191 тысячи гривен.

Нужно ужиматься

Что ждет сети в наступившем 2009 году, эксперты говорить не берутся. «Если в течение 2009 года курс гривни по отношению к доллару будет продолжать снижаться, то большинство сетей будет терпеть убытки», — прогнозирует председатель набсовета компании «Фуршет» Игорь Баленко. В связи с этим компании вынуждены будут выживать на собственной ликвидности, а часть компаний, особенно мелких, закроется.

Большинство опрошенных «ДЕЛОМ» специалистов склоняется к тому, что «выжить» сетям поможет оптимизация расходов. «Сейчас хорошее время посмотреть на себя изнутри и убрать все лишнее, что не приносит дохода», — поясняет директор инвестиционно-банковского департамента компании « Драгон Капитал » Андрей Пивоварский. Как объясняют эксперты, торговые сети оказались в безвыходном положении. В ситуации, когда потребительский спрос за последние месяцы уменьшился на треть, компании готовы продать часть бизнеса. В то же время, как отмечает Пивоварский, большинству региональных компаний сложно будет сливаться в силу менталитета. В этой ситуации они, скорее всего, будут продавать часть компании не конкуренту, а инвестиционным компаниям. Кроме того, выйти из кризиса торговым сетям могут помочь поставщики, которые заинтересованы в постоянных рынках сбыта. «Торговые компании могут выплатить проценты или тело кредитов с помощью партнеров-поставщиков, которые согласятся прокредитовать сети», — считает директор исследовательской
компании RetailStudio Михаила Грищенко.

В свою очередь, Игорь Баленко видит выход из сложившейся ситуации в господдержке. Если правительство выделит обещанные 4 миллиарда гривен на перекредитование розницы, это позволит сетям погасить задолженности перед банками. «Розница является коммуникатором между отраслями, поэтому поддержать розницу гораздо эффективнее, нежели, скажем, агропромышленный или банковский сектор», — убежден Баленко.