Торговые сети наращивают собственный импорт

С каждым годом доля собственного импорта отечественного ритейла увеличивается. Остановить эту тенденцию могут лишь законодательные новации, одна из которых касается ограничения доли импортных продуктов на полках супермаркетов
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Крупнейшие игроки розницы активно наращивают долю товаров, которые они покупают за рубежом непосредственно у производителей.

По словам Александра Милянчука, аналитика компании GT Partners, лидерами по прямому импорту являются ключевые игроки продуктовой розницы — Fozzy Group ("Сільпо", "Фора", "Фоззи"), METRO, "Ритейл Групп" ("Велика Кишеня", "Велмарт", "ВК Експрес"), "Ашан". Также довольно большая доля импорта в ассортименте "Каравана". "Кроме того, особняком стоят сети деликатес-маркетов, где львиную долю ассортимента составляют импортные товары ("Космос", Delight)", — продолжает Александр Милянчук.

Причем это направление все популярнее из года в год. К примеру, компания "Ритейл Групп" в прошлом году увеличил объем прямого импорта на 60%. "По сравнению с 2011 годом, мы увеличили объем экспортируемой и самостоятельно продаваемой продукции на 60%", — говорит Дмитрий Каширин, коммерческий директор ООО "Фудмаркет" (входит в "Ритейл Групп").

По его словам, в 2012 году наибольший рост показала категория бакалея, где каждая десятая единица товара являлась собственным импортом. Основные категории, в которых представлен собственный импорт компании — это бакалея, гастрономия, напитки алкогольные и безалкогольные, кондитерские изделия, деликатесные сыры.

В сети "МЕТРО Кеш энд Керри" доля собственного импорта разнится от товарной категории. В непродовольственной группе товаров доля собственного импорта значительно выше, чем в продовольственной, и может достигать 50% ассортимента.

Почему импортируют напрямую?

Представители розницы и эксперты выделяют несколько причин роста популярности прямого импорта у розничных сетей.

По словам Александра Милянчука, основная выгода торговых сетей заключается в отсутствии посредников, которые получают свою долю в такой цепочке. Таким образом, заключая контракт непосредственно с производителем, ритейлер получит более выгодную входную цену.

"Прямой импорт позволяет компании, исключая посредников, устанавливать гораздо более доступные для покупателя цены. Величина аппетитов импортеров и посредников может достигать до 40% от стоимости конечного товара. Для конечного потребителя прямые поставки дают, как минимум 20-30% снижения отпускной цены", — сообщает пресс-служба холдинга "Ритейл Групп" (сеть "Велика кышеня").

Еще одна важная причина — расширение ассортимента. Как поясняет Анна Курбатова, и.о. руководителя управления корпоративных коммуникаций сети "МЕТРО Кеш энд Керри Украина", при использовании собственного импорта компания получает доступ к гораздо более широкому выбору как поставщиков, так и товаров. Это позволяет не только формировать уникальный ассортимент, но и оптимизировать затраты. Например, собственный импорт в группе непродовольственных товаров "МЕТРО Кеш энд Керри" осуществляет через глобальные офисы компании в Китае, Индии, Вьетнама, Турции. Через эти офисы совершают закупки все 29 стран "МЕТРО Кеш энд Керри", соответственно, закупочная цена на товары очень выгодная, поскольку объем закупок большой.

Анна Курбатова выделяет еще одну ключевую причину роста популярности прямого импорта. "При использовании собственного импорта компания сама координирует поставки товаров и, соответственно, может более точно планировать объемы заказов и время их размещения на полке, что, в свою очередь, повышает операционную эффективность и обеспечивает бесперебойное присутствие товаров на полке", — говорит она.

Законодательные ограничения

На прошлой недели в Верховной Раде Украины был зарегистрирован проект закона №2067 ("О стимулировании развития отечественного рынка продовольственных товаров"), инициированный народным депутатом от фракции Партии регионов Олегом Царевым. Согласно документу, ассортимент отечественной продовольственной продукции в супермаркетах предлагается установить на уровне 80%.

Предполагается, что в объеме розничного товарооборота продовольственного или смешанного магазина доля каждой группы отечественных продовольственных товаров не должна быть менее 80% от общего объема товарооборота этой группы продовольственных товаров.

Если законопроект все-таки будет принят Радой, он может не только ограничить прямой импорт торговых сетей, но и оказать общее негативное влияние на развитие ритейла в Украине.