Toyota судится сама с собой

Акционеры Toyota Motor Corp. подали иски против компании и ее топ-менеджеров, утверждая, что те умышленно вводили в заблуждение инвесторов

Toyota Motor Corp. (ТМС), объявившей об отзыве 8,5 млн. автомобилей, подано несколько десятков исков — от владельцев машин, родственников и жертв ДТП. Теперь к ним присоединились акционеры компании. Харри Стэкхаус, Кэтрин Сквайрз и Том Мастриц подали иски в окружной суд Калифорнии, утверждая, что из-за лживых заявлений руководства Toyota ее котировки сначала искусственно завышались, а потом их падение причинило ущерб инвесторам.

5 октября, в день объявления об отзыве первой партии машин Toyota для замены коврика (тогда он назывался причиной внезапного ускорения), капитализация компании на NYSE выросла на 2,9% до $129,4 млрд. К 19 января она прибавила еще 22% ($158,2 млрд.). Но 21 января, когда стало известно, что реальная причина ускорения машин — дефект конструкций, акции ТМС начали падать. Минимум был 23 февраля — $123 млрд (вчера — $137,7 млрд).

В исках Стэкхаус, Сквайрз и Мастриц просят признать пострадавшими всех акционеров Toyota. На какой момент будет браться реестр (а также котировки для расчета ущерба), определит суд. Но если взять разницу между максимумом и минимумом капитализации ТМС, это почти $35 млрд. Сама компания отказывается от комментариев до рассмотрения исков судом.

Для победы истцы должны доказать, что заявления Toyota сыграли важную роль в ее финансовых проблемах и что компания обязана была раскрывать всю информацию. "Тупость или крайняя халатность будет недостаточным основанием (для победы истцов), защита Toyota будет строиться на том, что они и не подозревали возможного масштаба проблем", — заявил Джон Кофи, профессор права Колумбийского университета.

В прошлом инвесторы выигрывали подобные иски. В 2005 г. акционерам обанкротившейся телекоммуникационной компании WorldCom, бухгалтерская документация которой подделывалась, был присужден $6,1 млрд. А вот иск инвесторов Ford по поводу ложных заявлений топ-менеджмента в связи с авариями внедорожников Explorer в 2001 г. суд отклонил, объяснив, что "компании не обязаны обнародовать свои прогнозы, в определенности которых есть сомнения".