Треть бензина на украинских заправках — фальсификат

Основная проблема некачественного бензина на украинских АЗС состоит в ненадлежащем контроле на нефтебазах, считают эксперты рынка нефтепродуктов

Каждый третий литр бензина в Украине — фальсификат, утверждает президент Киевского клуба автомобилистов Максим Головин. Об этом он сообщил во вторник на пресс-конференции "Качество топлива на АЗС Киева: что на самом деле заливают в баки наших машин?"

По словам Головина, с помощью "УкрНДНЦ химмотологии и сертификации горюче-смазочных материалов и технических жидкостей" Киевский автомобильный клуб провел независимую экспертизу качества бензина на десяти ведущих автозаправочных станциях столицы. Оценивалось топливо, которое реализуют АЗС Shell, "КЛО", "БРСМ-Нафта", "АВИАС плюс", "Газовик", "ТНК", "Талисман", "Народная", "ОККО", WOG.

Результаты оказались неутешительными — десять образцов из десяти показали несоответствие цвета и плотности анализируемого бензина стандартам.

Головин отметил, что октановое число и детонационная стойкость трех из 10 проб не соответствует заявленным показателям. По четырем из 10 проб выявлено несоответствие фракционного содержания и высокий разрыв между начальной и конечной температурой кипения.

"На большинстве АЗС, где мы отбирали пробы бензина, сертификаты топлива датировались еще 2012 годом, что весьма сомнительно. Сертификаты искали по 40 минут, а на одной станции его вообще не было … Все топливо было ненадлежащего цвета — желтого, а на одной станции — даже коричневого", — сообщил глава автоклуба.

"Вывод: это не бензин марки А-95", — подчеркнул Головин. По его словам, качественное топливо должно быть прозрачным.

Александр Сиренко, эксперт рынка нефтепродуктов, отметил, что основная проблема некачественного бензина на украинских АЗС состоит в ненадлежащем контроле на нефтебазах и недофинансировании госоргана, который должен бдеть данное качество — Госпотребинспекции.

"Из-за недофинансирования Госпотребинспекции проверки упали в полтора-два раза. По нашим оценкам, в этом году ведомством будет проверено 19 млн литров топлива, что при общем объеме рынка в 10 млн тонн (около 2,7 млрд литров), составляет менее 1%. То же касается и отдельных проверок АЗС — из существующих 6200 автозаправочных станций инспекция проверит от силы 357", — отмечает Сиренко.

Еще одной проблемой рынка нефтепродуктов эксперты назвали проблематичные ГОСТы для топлива. "В Украине сейчас действует два ГОСТа — 2001 года на топливо стандартов Евро-2 и Евро-3, а также новый, 2007 года, для стандартов Евро-4 и Евро-5. Срок действия первого истекает в конце июня, и его, вероятно, продлят, поскольку именно по стандартам 2001 года работает Шебелинский ГПЗ", — отметил Александр Сиренко. В то же время, по его словам, Украина сильно отстает от Европы, поскольку там уже переходят на стандарт Евро-6.

По оценкам экспертов, предварительные результаты проверки показали, что как минимум 30% продаваемого в Украине бензина не соответствуют ни старым, ни новым стандартам. И это при том, что большинство бензина импортируется в Украину. А повышение акциза на бензин "провоцирует" владельцев АЗС продавать некачественное топливо, поскольку тогда большая часть рынка уйдет в тень.

Максим Головин также отметил, что по результатам обращения Клуба к премьер-министру Украины Николаю Азарову глава правительства пообещал всесторонне изучить вопрос увеличение акцизов на топливо и дал поручение Министерству доходов и сборов обеспечить надлежащий контроль за качеством импортируемых в страну нефтепродуктов.