Три в одном: Госавиаслужба разработала новые правила обслуживания самолетов в аэропортах

Госавиаслужба по указке АМКУ разработала новые "Правила сертификации поставщиков услуг по наземному обслуживанию и условий доступа на рынок наземного обслуживания в аэропортах", которые пока числятся в статусе проекта. Состоявшийся 3 марта круглый стол с участием всех участников рынка показал, что документ требует немалого количества доработок
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Ситуацией в аэропортовой отрасли Антимонопольный комитет Украины вынудили озаботиться многочисленные обращения компаний, предоставляющих услуги наземного обслуживания воздушных судов (хендлинга). По итогам проведенного в 2014 году исследования отечественного авиарынка было выявлено отсутствие четкого порядка доступа на рынок наземного обслуживания в аэропортах страны. Парадокс, но при декларируемой полной открытости этого рынка фактическое положение дел таково, что хендлинговые компании не имеют возможности предлагать свои услуги авиакомпаниям без наличия генерального договора с аэропортом.

В Комитете справедливо сочли, что это создает препятствия для открытой конкуренции, и в конце сентября 2015 года рекомендовали (а по сути, дали указание) Госавиаслужбе создать равные и прозрачные условия доступа на рынок. "Эти рекомендации необходимы как для субъектов хозяйствования, так и для пассажиров, поскольку результатом их выполнения будут прозрачные правила доступа к рынкам услуг с наземного обслуживания", — отметил тогда глава АМКУ Юрий Терентьев.

И вот по прошествии пяти месяцев Госавиаслужба во исполнение рекомендаций Комитета обнародовала проект "Правил сертификации поставщиков услуг по наземному обслуживанию и условий доступа на рынок наземного обслуживания в аэропортах", который 3 марта был представлен на суд участников рынка — авиаперевозчиков, аэропортов и хендлинговых компаний.

"Рост активности АМКУ — это прямое следствие пассивности регулятора, — отмечает Олег Бондарь, ведущий партнер юридического бюро Ecovis, представляющего интересы авиакомпании МАУ. — Однако представленный Госавиаслужбой проект Правил никак не отвечает целям либерализации рынка хендлинга".

При разработке правил Госавислужба, с одной стороны, ориентировалась на директиву Совета Европы 96/67/EC, которая в 1996 года установила ныне действующие правила доступа на рынок наземного обслуживания в аэропортах ЕС. А с другой, попыталась создать многоуровневый документ, объединив в одном своде правил условия доступа на рынок, правила сертификации и сертификационные требования к субъектам наземного обслуживания.

Однако, строго говоря, сертификация и условия доступа — это разные предметы регулирования. "Это должны быть два разных документа. Один документ должен регулировать правила доступа на рынок хендлинга, а отельным документом должны быть очерчены правила сертификации", — отмечает Андрей Гук из юридической компании "Анте", которая представляет интересы нескольких украинских авиаперевозчиков, включая компанию AtlasJet Украина.

При этом некоторые хендлинговые компании и авиаперевозчики и вовсе выступают за то, чтобы условия доступа на рынок, правила сертификации и сертификационные требования регулировались тремя отдельными нормативными актами.

Что предлагается

Как следует из проекта правил, конкурсы по определению поставщиков должны проводиться для обслуживания пассажиров — если годовой объем перевозок в аэропорту превышает 500 тысяч пассажиров; для обслуживания грузов и почты — если годовой объем перевозок грузов/почты аэропортом составляет 25 000 тонн; для заправки/слива топлива, поставки бортового питания и обслуживания на перроне и местах стоянок — если аэропорт выполняет свыше 15 000 рейсов в год.

Примечательно, что этим критериям удовлетворяют лишь несколько украинских аэропортов: это столичные аэропорты "Борисполь" (7,3 млн пассажиров в 2015 году) и "Киев" (944,3 тыс человек), а также аэропорты Одессы (949,1 тыс пассажиров) и Львова. За бортом остается аэропорт Харькова (373,6 тысяч пассажиров в 2015 году), не говоря уже о других региональных аэропортах.

Необходимость регулирования доступа на рынок хендлинга только по достижении определенных количественных показателей аэропорта никто из участников рынка не оспаривает. Однако их не устраивают единые пороговые критерии, ведь в директиве ЕС, на которую ориентировались в Госавиаслужбе при создании Правил, аэропорты поделены на несколько категорий по численности перевозимых пассажиров.

Конкурсная комиссия, с точки зрения Госавиаслужбы, должна включать два представителя этого ведомства, представителя оператора аэропорта, по одному представителю от трех авиакомпаний с наибольшим объемом перевозок в аэропорту и представителя Мининфраструктуры. При этом в отличие от европейской директивы украинские Правила не предусматривают создание Комитета пользователей аэропорта, куда вошли бы, в том числе, представители всех авиакомпаний, которые выполняют рейсы в том или ином аэропорту.

"Суть директивы в том, что все пользователи аэропорта имеют право принимать участие в конкурсе, — отмечает Андрей Гук. — Поэтому в Правилах следует предусмотреть понятие "комитета пользователей", и все авиакомпании, которые работают в аэропорту, должны иметь возможность принимать участие в конкурсе. И уже этот комитет должен делегировать в конкурсную комиссию определенное количество участников".

Далее проект Правил предусматривает, что сертификат хендлинговой компании выдается на три года. Однако этот срок, по мнению участников рынка, не позволит окупить инвестиции.

"За три года ни один хендлер не построит нормальный бизнес", — отмечает Олег Бондарь.

Тут нелишним будет напомнить, что директива 96/67/EC предусматривает срок до семи лет, а общепринятая европейская практика — 5-7 лет.

Должен ли сам оператор аэропорта принимать участие в конкурсе, если в его структуре есть собственная хендлинговая компания? Такая, напомним, есть у аэропорта "Борисполь". "Если мы запустим аэропорт в комиссию, то понятно, кто победит в конкурсе", – отмечает Бондарь.

Понятно, что "Борисполь" при любых раскладах не откажется от рынка хендлинга. И в случае необходимости в течение года сможет выделить интегрированную в его структуру хендлинговую компанию в отдельную компанию.

Итог

Что в итоге? В Госавиаслужбе согласились с необходимостью разделения вопросов сертификации и доступа на рынок и выразили готовность подготовить новый вариант Правил, который будет максимально приближен к директивам ЕС. Кроме того, здесь ждут от участников рынка предложений по количественным показателям пассажиропотока, при котором необходимо проводить конкурс по отбору оператора хендлинга и другим вопросам.

Эти предложения должны быть представлены в Госавиаслужбу и АМКУ до 25 марта, после чего Госавиаслужба к 15 апреля представит доработанный документ.