Участие Европы в консорциуме по ГТС — чистая геополитика — эксперты

Одной из тем саммита ЕС-Украина и встречи министров иностранных дел ФРГ и Украины было создание международного консорциума по управлению украинской ГТС. Какие же интересы сторон в газовой сфере?

Украина настроена на сотрудничество с Германией в деле модернизации украинской газотранспортной системы, заявил 26 февраля после переговоров со своим немецким коллегой в Берлине министр иностранных дел Украины Леонид Кожара. Лишь за день до этого, в Брюсселе, в рамках саммита ЕС-Украина министр энергетики Эдуард Ставицкий и еврокомиссар по энергетике немец Гюнтер Эттингер договорились о проведении круглого стола, с тем, чтобы обсудить возможность создания международного консорциума по управлению украинской ГТС.

Кроме того, Ставицкий объявил в Брюсселе о технической возможности и о намерениях Украины закупать уже в ближайшем будущем весь газ в Западной Европе и доставлять его в Украину через Польшу, Словакию и Венгрию реверсивным путем.

Никакой сенсации

Некоторые наблюдатели расценили такое заявление, как "фантастически сенсационное". На самом же деле, никакой сенсации здесь нет. О наличии технических возможностей для реверсных поставок Эттингер говорил еще в сентябре прошлого года. Подписаны также и контракты с немецким газовым трейдером RWE Supply & Trading на поставку 5 млрд куб. м газа в Украину в течение 2013-го года, а в ноябре 2012 года, по сообщениям прессы, в рамках соглашения с RWE Украина уже получила через Польшу 56 млн куб. м газа в реверсном режиме. До конца текущего квартала Киев планирует начать импорт газа по спотовым ценам из Европы через территорию Словакии и Венгрии.

Более сенсационной выглядит реанимация идеи создания международного консорциума по модернизации и управлению украинской ГТС. Примечательно, что, рассуждая на эту тему в Брюсселе, министр энергетики Украины заявил о намерении привлечь к круглому столу представителей европейских и американских компаний, а также представителей стран Каспийского региона. "Газпром" он не упомянул, хотя именно российским газом заполнены украинские трубы.

Интересы сторон

Возобновление интереса Евросоюза к идее международного консорциума по ГТС Украины в Брюсселе объясняют снижением шансов на реализацию проекта газопровода Nabucco, предусматривающего поставки в Европу не-российского газа. Зато "Южный поток" российского газа в обход Украины вслед за "Северным", который уже действует и даже будет расширен, собираются построить, несмотря на то, что это вызывает недовольство в Киеве.

По геополитическим же соображениям ЕС не хочет, чтобы Украина полностью потеряла роль важного транзитного государства. Казалось бы, абсурдно, учитывая перебои с поставками газа из России в страны Западной Европы, которые уже имели место. Но именно так в Брюсселе понимают идею диверсификации: если топливо поступает через украинскую трубу, то это позволяет задействовать больше рычагов влияния на Россию, которая в такой ситуации вынуждена договариваться не только с конечным покупателем, но и с транзитером — Украина. "Никакие ценности или экономические мотивы здесь роли не играют, — говорят в Брюсселе. — Это чистая геополитика, метод привязать транзитную территорию Украины к ЕС, подсластить Киеву выбор в пользу ассоциации с ЕС, а не с Таможенным союзом".

Украина — перспективный рынок

ЕС заинтересован в сохранении и даже укреплении украинского транзита еще и потому, что он лишает Россию гипотетической возможности перекрыть газовый вентиль украинской экономике, полностью зависимой от российских энергоносителей. Украина — это не Беларусь и не Молдова, считают представители немецких деловых кругов, это страна с огромным промышленным потенциалом и 45 миллионами потребителей. Это перспективный, причем очень близкий к немецким экспортно-ориентированным предприятиям рынок сбыта. Без российского же газа украинская экономика остановится, и никто не знает, как в таком случае можно будет стабилизировать эту страну.

Именно эти соображения и побудили реанимировать идею международного консорциума по ГТС Украины. Впервые ее пытался реализовать еще в 2002 году тогдашний канцлер ФРГ Герхард Шредер. Один из участников тех закулисных переговоров рассказал, что Шредеру тогда удалось в Москве усадить за стол переговоров Путина и Кучму, что эти трое в принципе договорились о создании консорциума в составе фирм из ФРГ, России и Украины. "Но впоследствии немцев выбросили из проекта, мол, без них сделаем, трубы-то наши, еще с советских времен остались, — вспоминает очевидец. — Но, в конце концов, Москва с Киевом не сумели договориться. Кроме того, в Украине приняли закон, который объявил ГТС национальным достоянием и запретил продавать трубы".

Теперь, указывают немецкие аналитики, с вводом в эксплуатацию "Северного потока", и будущим строительством "Южного", ситуация изменилась, а Украина рискует оказаться на "газовой обочине". Поэтому в Киеве стали искать новые подходы к прежней идее консорциума, которую поддерживают и европейские политики.

Фирмы доверяют "Газпрому"

При этом некоторые немецкие энергетические концерны отнюдь не разделяют скепсиса в отношении России. "Такие фирмы, как Wintershall, BASF, E.ON Ruhrgas и даже Energie Baden-Württemberg получают газ напрямую от "Газпрома". Они готовы изолировать Украину, им наплевать, что там происходит, — заявил в интервью на условиях анонимности источник в немецких энергетических кругах. — Они хотят покупать газ в России напрямую — через Северный и будущий Южный потоки".

Другое дело — фирма RWE, единственная из крупных немецких компаний, которая не работает с "Газпромом". Она покупает газ у Норвегии и у других поставщиков, и если Украина к ней обращается с просьбой продать топливо в реверсном режиме, то она готова идти на это. RWE — это та компания, напомнил в этой связи источник, которая в свое время выдвинула бывшего министра иностранных дел ФРГ Йошку Фишера в главные лоббисты Nabucco, надеясь, что этот проект будет реализован без участия России.