Украина может сократить экспорт кокса из-за Китая

Китайские власти продолжили либерализацию в сфере внешних поставок металлургического кокса. Для компаний украинского ГМК эти шаги правительства Поднебесной могут означать ухудшение рыночных позиций при экспорте коксовой продукции

Вслед за упразднением пошлины на экспорт металлургического кокса из КНР, в китайском правительстве завили и об отмене c начала 2013-го квот на зарубежные продажи данного материала, передавал на текущей неделе Reuters. Эти решения были продиктованы давлением со стороны западных стран, где увязывают экспортные ограничения по китайским сырьевым товарам с нарушением правил ВТО. В случае с Украиной такая китайская либерализация внешней торговли может обернуться определенными негативами для некоторых отечественных производителей кокса.

Новейшая история таможенных ограничений на экспорт кокса из КНР ведет свое начало с августа 2008 года, рассказывает аналитик ИК Eavex Capital Иван Дзвинка. Тогда китайское правительство повысило размер пошлины на вывоз данной продукции из страны с 25% до 40%. Это привело к очень существенному снижению показателя внешних поставок металлургического кокса из Поднебесной. Если в 2007-2008 годах данный материал вывозился из КНР в объеме 15,3 и 12,1 млн. тонн соответственно, то с 2009-го — после увеличения пошлины — ежегодный уровень его экспорта из страны не превышал 3,3 млн. тонн, указывает эксперт. "С отменой этой ограничительной меры стоит ожидать существенного ужесточения конкуренции на глобальных рынках кокса со стороны Китая", — констатирует он.

Как сообщает ресурс ugmk.info, многие аналитики считают, что данный шаг властей КНР может повысить китайский экспорт кокса до 8-10 млн. тонн в текущем году с 1 млн. тонн в прошедшем. Если подобный сценарий будет реализован на практике, то затронуты могут быть и экспортные интересы украинских коксохимов.

По сведениям Eavex Capital, в прошлом году зарубежный сбыт кокса из Украины составил порядка 2,5 млн. тонн — 13% от общего объема его производства в стране (18,9 млн. тонн). В 2012-м эта отечественная продукция продавалась, преимущественно, на Дальний Восток, в СНГ и Европу — с долями в 33%, 29% и 16% от всего уровня экспортных поставок соответственно. Еще одним важным регионом для внешней реализации нашего кокса был и остается Ближний Восток (14%).

"Таким образом, в 2012-м рынки Ближнего и Дальнего Востока забрали почти половину украинского экспортного кокса. Именно эти рынки, по нашему мнению, и будет отличать наиболее существенное ужесточение конкуренции со стороны китайских поставщиков данной продукции. Основным украинским экспортером кокса в указанные регионы является группа "Донецксталь", — подчеркнул в своем комментарии для нашего издания Иван Дзвинка. Хотя оценку возможного сокращения внешних поставок отечественного кокса он не привел.

"Дело" обратилось в "Донецксталь" с просьбой прокомментировать вероятные последствия отмены означенной китайской пошлины для продаж коксовой продукции группы. К моменту публикации заметки ответ от представителей компании получить не удалось. Но другие эксперты уверены: украинские поставщики кокса с какими-либо значительными проблемами в связи с данным решением властей КНР на большинстве своих рынков не столкнутся.

Так, еще на декабрьской пресс-конференции, сразу после появления новости о нивелировании той самой 40% пошлины, руководитель проекта Delphica Александр Крайников отметил, что единственный риск потерять экспортный рынок кокса — "из-за Китая" — возникает лишь в случае с Индией и по логистической причине. По его оценкам, в названную страну наши коксохимические предприятия в 2012-м отгружали ежемесячно до 40 тыс. тонн металлургического кокса (около 480 тыс. тонн в год. — Ред).

Понятно, что эти "индийские 19-20%" определяющую долю в зарубежных поставках отечественного кокса не формируют. Но в ситуации крайней неопределенности, в которой оказался горно-металлургический комплекс Украины к 2013-м, вероятная потеря пятой части во внешних продажах коксовой продукции нашего ГМК — не тревожить не может. Особенно, с учетом того, что внутренний спрос на нее в текущем году вряд ли порадует украинских коксохимиков позитивной динамикой роста.