- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Украина проиграла евростандарты нефтепродуктов
Министерство топлива и энергетики в ближайшее время будет ходатайствовать перед Кабинетом Министров о продлении действующих стандартов качества светлых нефтепродуктов на два года. Такое решение приняла Эксперт-но-аналитическая группа (ЭАГ), которая работает при профильном ведомстве. «По процедуре, после одобрения ЭАГ данный вопрос должен рассмотреть Кабмин. Он, в свою очередь, дает распоряжение Госпотребстандарту продлить стандарты», — объяснил собеседник «ДЕЛА» в Минтопэнерго.
Отсрочка для отстающих
В 2007 году, когда Министерство топлива и энергетики во второй раз возглавил Юрий Бойко, Экспертно-аналитическая группа под его руководством приняла решение о параллельном существовании двух стандартов до 2011 года, после чего в Украине вполне логично должен был остаться только более жесткий новый ГОСТ.
В 2010-м Бойко в третий раз занял кресло главы Минтопэнерго, однако позиция ведомства по вопросу введения новых стандартов изменилась. Теперь чиновники министерства вновь предлагают перенести ввод новых стандартов, добившись прохождения этого вопроса через Экспертно-аналитическую группу.
При этом, по словам отдельных участников группы, решение «поддержать старые стандарты» было внесено в итоговый протокол практически без обсуждения. «Нас поставили перед фактом, что данные меры должны быть приняты для поддержки нефтеперерабатывающей отрасли страны. Не было ни голосования, ни другой возможности как-либо повлиять на решение», — рассказал представитель одной из крупных сетей АЗС.
Как отмечают источники «ДЕЛА» в Минтопэнерго, прежде всего такое решение продвигается во имя спасения государственного Шебелинского ГПЗ, который по ряду параметров с трудом вписывается в существующие стандарты. Кроме того, нет уверенности, что сможет выйти на новый уровень крупнейший НПЗ страны — «Укртатнафта». Оба предприятия входят в орбиту контроля Минтопэнерго через НАК «Нафтогаз Украины» (100% «Шебелинки» и 43% «Укртатнафты» принадлежат НАКу), соответственно, ухудшение условий их деятельности или остановка противоречат интересам чиновников.
Власти объясняют свои действия в том числе и заботой о потребителе. В топливном ведомстве утверждают, что государственное хозяйство не успело переоснастить технику на использование более качественного топлива. Так, в структуре Минтранссвязи доля грузовых автомобилей и автобусов, удовлетворяющих требованиям новых евростандартов, составляет лишь 0,4%. В Минобороны доля такого автотранспорта равна 15%. Похожая ситуация и среди легковых автомобилей отечественного производства: указанным стандартам соответствует лишь до 5% машин.
«За рамками этого обсуждения остается такой немаловажный вопрос, как стоимость этих низкокачественных нефтепродуктов, ведь второй составляющей помощи производителям этого топлива станет введение пошлины на импорт в размере 120 евро за тонну, что пропорционально увеличит цены на их продукцию, — рассуждает президент «Объединения операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук. — Не думаю, что аграрии и владельцы «жигулей» с «москвичами» скажут чиновникам спасибо за возможность заправляться прежним топливом по возросшим на 20% ценам».
Что такое «плохо»
«У нефтеперерабатывающих заводов было три года, чтобы провести модернизацию своих мощностей. Однако дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Поэтому на данный момент они не способны выпускать качественное топливо и, соответственно, конкурировать с импортной продукцией», — объясняет причины плачевной ситуации на большинстве НПЗ экс-глава объединения «Укрнефтехимпереработка» Владимир Емелин.
При этом эксперт считает, что учитывая состояние программы модернизации заводов в Шебелинке, Дрогобыче и Надворной как самых отсталых, два года им в любом случае будет недостаточно для завершения намеченного. «Предстоящие проекты — сложные, требуют много средств и времени. О низкой вероятности их реализации во многом можно судить уже сегодня», — говорит он.
В компании «Параллель» считают, что перенос сроков введения новых стандартов качества топлива еще больше увеличивает разрыв между Украиной и Европой, а также стимулирует рост объемов фальсификата на рынке. «Кроме того, решение не учитывает мнения украинских потребителей, большинство из которых, пересев на автомобили европейских марок, хотят заправлять их топливом соответствующего качества», — отмечают в компании.
ПРОДУКЦИЯ, ВЫПУСКАЕМАЯ УКРАИНСКИМИ НПЗ
НПЗ | Бензин | ДТ | ||
| 2010 | 2011 | 2010 | 2011 |
Кременчугский | Евро-3 | Евро-3 | Евро-2, 3, 4 | Евро-4 |
Лисичанский | Евро-3 | Евро-4 | Евро-4 | Евро-4, 5 |
Одесский | Евро-3 | Евро-4 | Евро-4 | Евро-4 |
Шебелинский | Евро-2 | Евро-2 | Евро-2 | Евро-2 |
Дрогобычский | Евро-2 | Евро-2 | Евро-2 | Евро-2 |
Надворнянский | Евро-2 | Евро-2 | Евро-2 | Евро-2 |
Херсонский | – | – | – | – |
КАКИЕ ГОСТЫ НА ТОПЛИВО ДЕЙСТВУЮТ В УКРАИНЕ
На данный момент в Украине действуют два стандарта качества бензинов и ДТ: старые (ДСТУ 4063-2001 и ДСТУ 3868-99) и улучшенные (ДСТУ 4839:2007 и ДСТУ 4840:2007) соответственно для бензинов и ДТ. Старый «бензиновый» ГОСТ с поправками в целом похож на требования Евро-3. «Дизтопливный» — допускает использование древнего Евро-2 (сера до 2000 ppm). Улучшенные ГОСТы, утвержденные в 2007 году, уже напоминают параметры Евро-4 и Евро-5.