Лукашенко ищет альтернативные пути транзита "черного золота"

Как стало известно «ДЕЛУ», вопросы тарифов и объемов транспортировки венесуэльской нефти через Украину в Беларусь остаются открытыми

На этой неделе первый вице-премьер-министр Украины Андрей Клюев и первый заместитель премьер-министра Беларуси Владимир Семашко подписали соглашение о транспортировке венесуэльской нефти через территорию Украины. Как отмечает пресс-служба украинского вице-премьера, договоренности между сторонами еще не окончательные. Клюев и Семашко условились встретиться в следующий раз в начале сентября.

Варианты транспортировки

Пока стороны не разглашают, каких именно договоренностей удалось достичь на данном этапе. Однако, как стало известно «ДЕЛУ», открытыми остаются вопросы тарифов и объемов транспортировки венесуэльской нефти через Украину в Беларусь. «О тарифах пока говорить рано. Еще не понятно, сколько и каким транспортом будет транспортироваться нефти из украинских портов на белорусский НПЗ в Мозыре», — поясняет Дмитрий Подтуркин, руководитель консалтинговой компании Management Consulting Group.

По словам эксперта, сегодня рассматривается три варианта транспортировки венесуэльской нефти через Украину. Первый — из одного из портов «Большой Одессы» (предположительно порта «Южный») железной дорогой. Следующие два варианта предполагают использование нефтепровода «Дружба». Ожидается, что венесуэльская нефть может пойти по нефтепроводу из Одессы через Броды, либо из Одессы через Кременчуг.

Наиболее привлекательный вариант для Беларуси — транспортировка нефтепроводом через Броды. Однако в этом направлении интересы белорусской стороны пересекаются с российской «Татнефтью», которой интересен нефтепровод Одесса — Броды с точки зрения транзита сырья в Европу. Напомним, что в 2004 году «Татнефть» подписала договор до 2015-го с украинской стороной о транзите нефти через Одесса — Броды в направлении таких стран, как Чехия, Венгрия и Словакия. Однако в последнее время у сторон постоянно возникают конфликты. В частности Украина инициирует повышение тарифов на транспортировку нефти. Российская же сторона вовсе не согласна идти на такой шаг, угрожая отказаться от прокачки нефти через украинский нефтепровод.

Сложности логистики

Тем не менее Одесса — Броды остается интересным направлением для россиян, и как утверждают эксперты, фактически загрузка этого участка нефтепровода венесуэльской нефтью блокируется российской стороной. «Сегодня Россия загрузила своей нефтью порт «Южный», что исключает перевалку в нем сырья, предназначенного для Беларуси. Увеличивается загрузка российской нефтью украинских нефтепроводов и по другим направлениям», — поясняет Дмитрий Подтуркин. Вариант же транспортировки нефти через Украину железной дорогой не столь привлекателен для Беларуси, так как он несколько дороже, чем через нефтепровод.

Трудности с транспортировкой нефти через Украину уже сегодня заставляют Беларусь искать альтернативные направления. В частности, как отмечает аналитик Upeco Александр Сиренко, на июль Беларусь законтрактовала четыре танкера нефти. «Из них два пойдут через Одесский порт, еще два — через порты Прибалтики», — поясняет Сиренко.

Среди прибалтийских стран у белорусских нефтепереработчиков уже есть договоренности с Эстонией. Так, в третьей декаде июля должен прийти танкер с венесуэльской нефтью в эстонский порт Мууга.

Также «ДЕЛУ» стало известно, что Беларусь успела договориться о транзите черного золота и с Литвой. Каракас будет поставлять сырье своим белорусским коллегам через Клайпедский порт.

СПРАВКА

Согласно договоренностям президентов Беларуси и Венесуэлы Александра Лукашенко и Уго Чавеса, Минск планирует закупить у Каракаса 4 млн. тонн нефти в 2010 году и 10 млн. тонн — в 2011-м. В настоящее время венесуэльская нефть транзитом через Украину уже поступает в Беларусь — танкерами из Венесуэлы в порт Одессы.