Украинские города продолжают закупать б/у общественный транспорт

Украинские города продолжают покупать б/у общественный транспорт за рубежом. Эксперты утверждают, что покупать новый транспорт дорого, а износ эксплуатируемого в украинских городах общественного транспорта критический

Несмотря на анонсированную в начале года программу активизации экономики, которая предполагала закупку общественного транспорта для украинских городов у отечественных производителей, муниципалитеты вынуждены закупать б/у технику в Европе. Так, Львов приобрел пять трамваев в немецком Эрфурте, на очереди троллейбусы из Чехии, сообщает DW.

"Два трамвая уже стоят в депо и ждут момента, когда сойдут на львовские пути, еще три в дороге", — рассказывает руководитель Львовского коммунального предприятия "Львовэлектротранс" Орест Козак.

По его словам, общественный электротранспорт Львова сейчас находится в тяжелом состоянии — треть подвижного состава уже технически не может выезжать на маршруты. Остальные транспортные средства на 80% нуждаются в обновлении, потому что сроки эксплуатации давно прошли.

Козак утверждает, что в такой ситуации оказались практически все города Украины. У Львова проблема в закупке трамваев еще и в том, что в Украине узкоколейные трамваи шириной 1 метр (а именно в таких нуждается город) никто не производит.

"Недавно на базе предприятия "Концерн "Электрон" собрана экспериментальная модель современного низкопольного трамвая", — отметил Козак.

"Дешевая" перспектива

Стоимость "электроновского" продукта — 12 млн гривень, вдвое меньше иностранного аналога. Впрочем, даже такая цена является непосильной для большинства украинских городов. К примеру, Львов требует несколько десятков единиц такого транспорта. Следовательно, объясняет Козак, другого варианта, как закупать подержанные вагоны, не остается.

За один немецкий трамвай с 20-летним "стажем" город заплатил около 500 тыс. гривень.

"Немцы не просто продали нужный нам транспорт. Они еще вложили туда до полумиллиона гривень, проведя капитальный ремонт до каркаса", — отмечает Козак.

По его словам, немецкие трамваи имеют годовую гарантию. Возможность обновить подвижной состав город получил в рамках сотрудничества с ЕБРР, средства на трамваи тоже предоставит банк, он же и будет контролировать их использование.

Ситуация с троллейбусами во Львове не лучше, чем с трамваями. Но разница в том, что троллейбусы производят в Украине и они на порядок дешевле.

"Луцкий завод хорошо себя зарекомендовал, а вот ЛАЗ использует китайские комплектующие, и мы отказались от их продукта", — говорит Козак.

Поэтому город склоняется к покупке новых, но и от подержанных тоже не отказывается, потому что новыми всей потребности не покроешь. Уже до конца этого года город намерен закупить 12 подержанных троллейбусов из Чехии, которые еще лет 15 смогут прослужить жителям Львова.

Помимо Львова б/у троллейбусы активно закупает Луцк, Тернополь, Черновцы, Ровно и другие города.

Так, например, в 2007 году по программе "Цюрихские трамваи для Винницы" городу бесплатно передали первую партию трамваев с Цюриха, которые перед этим были реставрированы за средства Швейцарских партнеров. Качество транспортных средств так понравилось Виннице, что город попросил продолжить программу — и с 2007 по 2010 года городу было передано 108 трамваев.

"И поляки так делали"

Оправдывают ли себя такие закупки, горожане смогут понять только со временем, говорит глава Центра исследований местного самоуправления Владимир Бригилевич. Подержанные немецкие троллейбусы иногда выглядят лучше украинских новых, отмечает эксперт. Он считает, что городу было бы выгоднее в перспективе инвестировать в производство своих трамваев, которые начали собирать на базе концерна "Электрон".

"В конце концов, Львов идет тем же путем, которым в свое время шел польский Краков", — приводит пример Бригилевич. "На протяжении определенного времени Краков тоже покупал б/у электротранспорт у немцев, пока не наладил свое производство. Это некое временное решение насущной проблемы на короткую перспективу. Впрочем, в будущем без собственной производственной и ремонтной баз не обойтись", — добавляет он.

Истекли сроки

Устаревший общественный электротранспорт — это головная боль всех городов, говорит эксперт по развитию транспорта доцент НУ "Львовская политехника" Виктор Мазур. Подвижной состав Львова в ужасном состоянии, констатирует собеседник. Город имел подписанную с правительством программу развития транспорта, но из-за тотального недофинансирования со стороны государства в 2009 году она совсем "заглохла". Из запланированных 90 единиц транспорта Львов не получил и десяти.

"Я убежден, что подержанный транспорт — это спасение, особенно если говорить о трамвае. Это надо было начинать еще лет 10 назад, когда их положение было еще лучше", — говорит Мазур. Следует учитывать, что немцы и другие европейские страны продают свой подвижной состав не потому, что он технически неисправен, а потому что он морально устарел, отмечает эксперт. Конечно, его эксплуатация очень отличается от украинской: там нет перегрузок, хорошие пути и бережное отношение. Наконец, считает Мазур, это дело является выгодным и для немцев. Им лучше продать, чем тратить средства на утилизацию или резать на металл.