Украинских портовиков и чиновников учили работать в условиях концессии

5-7 декабря в Мининфраструктуры был организован учебный семинар "Инвестиции и государственно-частное партнерство в портовой отрасли" с участием ведущей международной консалтинговой компании Port Finance International

5-7 декабря в Мининфраструктуры был организован учебный семинар "Инвестиции и государственно-частное партнерство в портовой отрасли" с участием ведущей международной консалтинговой компании Port Finance International, спикерами выступили представители компании MTBS. Среди участников семинара — руководители и специалисты департаментов Министерства, которые непосредственно занимаются разработкой и внедрением концессионного механизма в Украине, представители портов Украины.

В ходе учебного курса участникам был предоставлен обзор полного цикла оценки инвестиций в портовое хозяйство. В течение трех дней участники знакомились с опытом работы с концессионными проектами в ведущих европейских странах: Бельгии, Голландии, Англии. Отдельными блоками была рассмотрена финансовая составляющая работы порта, в т. ч. финансовый анализ инвестиций в портовую инфраструктуру, нормы доходности, стоимость капитала, принципы создания стоимости, анализ денежного потока, финансовое управление портом, модели оценки стоимости портов, капиталовложения и т. д.

Как отмечают специалисты отрасли, роль проведенного семинара трудно переоценить, ведь для обеспечения в Украине эффективного развития портового хозяйства "не стоит изобретать велосипед, необходимо просто изучить существующий успешный опыт других стран и адаптировать его к украинским реалиям".

"MTBS проводит аналогичные тренинги во многих странах — и в европейских, и азиатских, и в странах постсоветского пространства. Рассчитаны они в основном на представителей государственных структур и руководителей портовых администраций, поскольку для частных инвесторов проводятся несколько другие мероприятия: с той же тематикой, но под другим углом подачи. Если говорить о странах, то такие тренинги проводятся в Англии, а на следующей неделе планируются в ОАЕ, в конце года — во Франции. То есть, это регулярная деятельность", — отметили организаторы семинара.

"Для привлечения инвестора нужно понимание государства и юридическая составляющая, т.н. оболочка. На сегодняшний день та юридическая оболочка, которая есть для привлечения инвестиций в портовый сектор, очень далека от совершенства. Вот приняли закон "О морских портах" — но это только первый знак, которым мы говорим иностранным инвесторам, что в принципе мы сегодня готовы с вами разговаривать об инвестициях. Но если они завтра придут с идеями и капиталом — то каким образом реализовывать эти проекты в Украине, мы даже говорить не можем", — рассказывает управляющий партнер "Международной юридической службы Interlegal" Артур Ницевич.

"Сейчас нужно много чего менять в области профильных законов, а это огромная работа, которую нужно вести уже сегодня. К сожалению, такого баланса понимания со стороны госорганов не находится, ибо стране 20 лет и путь разгосударствления и понимания, что такое госсобственность и передача государственных объектов инвестору и взамен на привлечение инвестиций, привлечение денег в экономику, на создание рабочих мест — нет. Здесь мы тормозим", — отмечает эксперт.
Впрочем, как отмечает старший менеджер MTBS Стивен Боукаерт, проблемы есть в любой стране, в которой проводился подобный курс. "Я могу отметить сейчас две проблемы: первая — проблема оценки концессии, вторая — законодательная база, которая регулирует передачу земли в пользование в рамках концессионного соглашения. Вторая проблема — та, которая в той или иной мере существует в каждой стране. При надлежащем подходе обе эти проблемы можно решить", — резюмирует он.

MTBS (maritime & transport business solutions) — международная компания со штаб-квартирой в порту Роттердама, которая специализируется на финансовом и стратегическом консалтинге и предлагает коммерческие бизнес-решения Клиентам морского и транспортного секторов.