Украинское законодательство мешает американской Royal Caribbean инвестировать в Ялтинский порт

Благодаря инвестициям американской Royal Caribbean на условиях концессии самый маленький порт Украины может получить вторую жизнь и стать первой ласточкой среди портовых инвестпроектов. Но согласно законам Украины, порты не могут передаваться в концессию

Протокол о намерениях между Министерством инфраструктуры, Ялтинским морпортом и американским холдингом Royal Caribbean был подписан осенью прошлого года. Несмотря на то что интерес к порту круизная компания проявляла уже несколько лет,  "прорубить" окно в Крым инвестор не мог из-за многочисленных законодательных преград. Тем временем Ялтинский морпорт медленно, но уверенно шел ко дну. Использование коррупционных схем со стороны руководителей порта и борьба за лакомые участки крымской земли едва не довели "круизные ворота" Крыма до банкротства.

В частности, американский холдинг намерен провести глобальную реконструкцию причальных, гидротехнических сооружений Ялтинского порта, обустроить современный многофункциональный причал и пассажирский терминал, расширить портовый бассейн. Масштабное техническое переоснащение предприятия позволит принимать одновременно по четыре больших круизных суда длиной более 200 метров и вместимостью свыше 1,5 тыс. человек, а также увеличить пассажиропоток до 450 тыс. человек в год.

Гавань для яхт

Учитывая тяжелое состояние Ялтинского морпорта, в последние годы активизировались разговоры о необходимости его приватизации. Основным аргументом в пользу этой инициативы для украинских властей служила заведомая убыточность предприятия и необходимость развития его как круизного порта. В то же время работники предприятия считают, что прикрываясь благими намерениями, у порта хотят увести 3,5 га территории грузовой части порта в Массандре для создания современного яхт-клуба, а сам грузовой порт ликвидировать.

Частично это предположение находит подтверждение в инвестпроекте по созданию на территории Ялты яхт-марины, который пыталось пролоббировать бывшее руководство Минтранса. Проект оценивается в 2,2 млрд грн. Причем с поиском инвесторов проблем не возникло бы, поскольку интерес к порту уже давно проявляли ряд компаний России и Европы, а также упомянутая Royal Carribbean. Но в связи с тем, что предприятие находилось в госсобственности, реализовать эту инициативу не представлялось возможным. Поэтому в прошлом году Ялтинский порт был включен в план приватизации на 2011 год. "Я - сторонник приватизации Ялтинского порта, ведь в плане грузопотока у этого порта нет перспективы. Вместе с тем туристический потенциал этого порта нельзя сравнить ни с одним другим", ‑ заявил в свое время экс-министр транспортного ведомства Константин Ефименко.

В течение следующих десяти лет круизный бизнес на Черном море будет расти на 10-15% ежегодно.

Помимо бывшего руководства Минтранса, идеей создания на базе грузовой части Ялтинского морпорта яхтенной марины заразились и крымские власти. В частности, эта идея нашла отражение в Стратегии экономического и социального развития АРК до 2020 года. С этой целью власти автономии пытались добиться передачи грузовой и пассажирской частей порта в республиканскую собственность, и даже, якобы, заручились поддержкой Виктора Януковича. Но из-за множества законодательных препятствий эти амбициозные планы пока так и не удалось реализовать.

Осенью этого года украинские власти вновь активно заговорили о перспективах Ялтинского морпорта. В октябре на II Международном черноморском экономическом форуме, который проходил в Ялте, министр инфраструктуры Украины Борис Колесников сообщил, что одна из крупнейших в мире круизных компаний Royal Caribbean совместно с министерством займутся модернизацией портов в Ялте и Севастополе. При этом профильное ведомство предложило инвестору передать эти объекты на условиях концессии. Эта форма партнерства позволяет государству сохранить контроль над предприятием и обеспечить получение долгосрочных "дивидендов" от концессионных сборов. "Опыт европейских стран доказывает эффективность такой модели сотрудничества, главным преимуществом которой является то, что бюджет получает дополнительные средства и земля остается в государственной собственности. Такой формат партнерства устраивает и компанию Royal Carribbea", - утверждает директор Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Мининфраструктуры Владимир Севрюков.

Но на деле реализовать эту инициативу оказалось не так-то просто. Проблема в том, что в украинском законодательстве до сих пор не определен четкий порядок передачи портов в концессию, хотя такая возможность уже прописана в недавно принятом законе "О морских портах". Чтобы обеспечить реализацию этой законодательной нормы, необходимо включить морские торговые порты в Перечень объектов права государственной собственности, которые могут передаваться в концессию, а также внести изменения в закон Украины "О концессиях". В Мининфраструктуры уже подготовили соответствующий проект постановления, который вскоре планируется вынести на рассмотрение Кабмина.

Свежесть туристических направлений

Однако возникает резонный вопрос, зачем одному из лидеров круизного бизнеса Royal Caribbean Int., занимающему 24,8% мирового рынка круизных услуг и располагающему самым большим и современным круизным флотом, вкладывать средства в убыточный крымский порт? Во-первых, компания заинтересована в расширении географии морских круизов и открытии новых туристических направлений. "Нам нужно больше новых и свежих направлений. Многие порты Средиземноморья уже перенасыщены", - сообщил вице-президент Royal Caribbean Джон Терсек.

Во-вторых, по данным экспертов рынка, в течение ближайших 10 лет круизный бизнес на Черном море будет расти на 10-15% ежегодно. На сегодняшний день Черноморье можно назвать круизным регионом разве что благодаря Стамбулу, куда направляется основной поток средиземноморских судов. Однако этот турецкий порт в компании считают "узким местом". Поэтому неудивительно, что Royal Caribbean так упорно добивается возможности сотрудничества с Ялтинским морпортом, чтобы в перспективе закрепить свои позиции в Черноморском регионе. Более того, в случае получения доступа к  Ялтинскому морпорту инвестор сможет получить еще один дополнительный бонус: благодаря включению порта в Ассоциацию круизных портов Средиземноморья и повышению туристического интереса к Ялте перед Royal Caribbean Int. откроются новые возможности для развития круизного бизнеса.

Но для того чтобы превратить порт Ялты в один из круизных центров Черноморья и сделать его конкурентоспособным, Royal Caribbean предстоит провести масштабную модернизацию основных фондов предприятия, расширить его мощности, которые рассчитывались еще в XIX веке. После проведения модернизации на протяжении 22 недель активной навигации Ялтинский порт сможет принимать и обслуживать до 450 тыс. пассажиров. При этом доходы предприятия и отчисления в государственный бюджет возрастут в десять раз. Кроме того, в результате расширения портового бассейна порт сможет одновременно принимать по 4 "мегасудна" длиной более 200 метров и пассажировместимостью свыше 1,5 тыс. человек.

Со своей стороны, крымские власти считают, что наряду с реконструкцией портового комплекса необходимо развивать городскую инфраструктуру. "Мы заинтересованы и видим перспективы сотрудничества с компанией Royal Carribbean. Но сегодня должен быть комплексный подход к развитию портов, который включал бы не только строительство причальных стенок, но и создание необходимой инфраструктуры - отелей, ресторанов и других объектов. Необходимо подготовить и транспортную инфраструктуру, которая позволила бы нам качественно обслуживать приезжающих туристов", - рассказывает первый вице-премьер Крыма Павел Бурлаков.

Чтобы сделать рывок в развитии как Ялтинского морпорта, так и других украинских портов, необходимо устранить законодательные "пробелы". Во многом законодательные шероховатости сглаживает принятый Закон "О морских портах Украины", который прописывает понятные для инвесторов правила и предоставляет им гарантии сохранности капитала. Теперь дело за малым ‑ утвердить механизм передачи портов в концессию. Учитывая удручающее состояние портовой инфраструктуры Украины, которая остро нуждается в привлечении инвестиций, можно предположить, что этот проблемный вопрос будет решен уже в ближайшее время. Что же касается непосредственно Ялтинского порта, то, скорее всего, его грузовая часть будет законсервирована, так как это противоречит планам по превращению Ялты в круизный центр. И не исключено, что через некоторое время на его месте появится яхтенная марина.