Наша песня хороша, начинай сначала: о триллере "Счастливый день смерти"

Наша песня хороша, начинай сначала: о триллере "Счастливый день смерти"
В "Счастливом дне смерти" на известный мотив многократного проживания одного и того же дня примеряют жанровые меха детектива, комедии, фильма ужасов и мелодрамы, замечает Сергей Васильев

Убийство в подарок

Более точно передает суть оригинального названия ленты "Happy Death Day" форма неприязненного пожелания "Счастливого дня смерти!" Студентка Три в понедельник с трудом, грехом и похмельем просыпается в мужском студенческом общежитии в кровати неизвестного, но очень обходительного юноши. У девушки — день рождения, с которым ее поздравляет нервная соседка, лекция, которую ведет соблазнительный преподаватель-врач, и очередная вечеринка — с предназначенным для нее приятным сюрпризом.

А еще вечером Три ждет сюрприз неприятный — неизвестный убийца в черном спортивном костюме, скрывающий лицо уродливой улыбчивой маской. После недолгой, но интенсивной борьбы, выполненной в узнаваемых традициях американских фильмов ужасов, он жестоко убивает девушку. Понедельник для нее оказывается действительно тяжелым днем.

В этом героине чудесным образом удается убедиться неоднократно. После смерти она в панике просыпается живой и невредимой — опять в похмельное утро понедельника, в день своего рождения, в койке неизвестного юноши. Проживая те же события, девушка лихорадочно пытается избежать смерти. А потом — еще раз избежать, и еще…

Комедия убийства

Автор фильма Кристофер Лэндон общается со зрителями с той ироничной интонацией, которая два десятка лет назад принесла популярность "Крику" Уэса Крэйвена — постмодернистскому фильму ужасов про убийцу в маске, который кроваво резал студентов, пытавшихся разгадать, кто станет следующей жертвой, используя законы кинематографического страшного жанра.

В "Счастливом дне смерти" штампы триллеров и фильмов ужасов усердно "куются", позволяя зрителям "разгадывать", и в то же время — немного развенчиваются.

Героиня в дебюте предстает классической первой жертва маньяка — интеллектуально недалекой свободных нравов блондинкой, чья гибель должна запустить сюжет. Однако, благодаря тому, что история, будто заезженная пластинка, все время возвращается в точку старта, Три получает возможность показать, что первое впечатление о ней — обманчиво. По крайней мере, отчасти.

Ее попытки вычислить убийцу и противостоять ему режиссер решает не только в духе напряженного триллера, но и в комедийной манере, пусть и кровавой.

Череда смертей и воскрешений в определенный момент начинает напоминать компьютерную игру, которую можно проходить бесконечное количество раз.

При этом вариант сорвать маску с лица убийцы, пожертвовав одной из жизней (коль скоро все равно помирать), чтобы узнать, кто же он, девушка даже не рассматривает.

Искупление грехов

Отсутствие такого решения поставленной задачи, пусть и противоречит здравому смыслу, но благополучно влияет на детективные перспективы картины: интригу "Счастливый день смерти" пестует до конца. В плоскость же относительной реальности фантастическую историю возвращает боль, проживаемая героиней, — не только физическая, но и душевная.

Череда умираний подталкивает ее задуматься над собственным поведением, и она начинает менять его, используя знание происходящих событий, чтобы помогать людям вокруг себя. Этим картина напоминает школьную молодежную мелодраму "Матрица времени" Ри Руссо-Янг, которая была в кинотеатрах этим летом. И, конечно, комедийный "День сурка" Гарольда Рэмиса — главный фильм о бесконечном проживании того же дня. От связей с классикой авторы "Счастливого дня смерти" не открещиваются, наоборот — со здоровой иронией ее признают.

Главную роль в картине сыграла Джессика Рот, чье имя вряд ли что-то скажет зрителям. Лента создана за очень небольшие, по голливудским меркам, средства (ее бюджет всего 5 млн. долларов) и сознательно использует молодых малоизвестных актеров, способных громко визжать, решительно гримасничать и экспрессивно выражать простые эмоции. Джессика Рот с этим заданием справляется на "отлично", оттеняя отстраненно-кровавую комедию ужасов искренностью и теплом.

  • К слову, об ужасах. Среди трейлеров, показанных перед сеансом, был и дублированный ролик "Пятидесяти оттенков свободы" Джеймса Фоули, завершающих голливудский эротический экскурс в жизнь миллионера и его молодой супруги, практикующих БДСМ (в прокат лента выйдет 8 февраля 2018 года). В отличие от "Счастливого дня смерти" выглядит он ни остро, ни напряженно, ни жарко, ни искренне. И, к сожалению, нисколько не смешно.