"Укрзализныця" купит дизтоплива поменьше и подороже

"Укрзализныця" согласилась повысить цену закупки дизтоплива на 9,9% сразу после подписания контракта с "Трейд Коммодити". На аукционе эта компания обошла ближайшего конкурента на 1 гривню. Но после подписания контракта попросила повысить цену в связи с изменением стоимости топлива на рынке

ПАО "Укрзализныця" договорилась повысить цену при закупке дизельного топлива у ООО "Трейд Коммодити". Об этом сообщает пресс-служба "Укрзализныци".

Государственная железная дорога через день после подписания контракта повысила цену покупки дизельного топлива на 9,9%. Из-за этого компания получит меньший объем топлива за те же деньги.

Поскольку закон "О публичных закупках"позволяет откорректировать цену до 10%, не меняя при этом конечной стоимости закупки, "Укрзализныця" одобрила рост цены на 9,9% и уменьшение объема поставки с 20 тыс. тонн до 18,2 тыс. тонн. Суммарная стоимость поставки осталась прежней 357,9 млн грн (с НДС).

"Трейд Коммодити" 28 ноября выиграла тендер на поставку 20 тыс. тонн топлива для железной дороги, предложив самую низкую цену. Ее предложение было всего на одну гривню ниже ближайшего конкурента — "ВОГ Аэро Джет". "ВОГ" предлагал продать "Укрзализныце" дизтопливо за 357927,6 тыс. грн, а "Трейд Коммодити" предложило тот же объем за 357927,599 тыс. грн.

Цена снятого вопроса — свыше 32 млн грн, это стоимость топлива, которое вследствие уступки не получит "Укразлизныця".

В "Центре обеспечения производства" УЗ объяснили свою уступку победителю тендера тем, что с даты аукциона до подписания договора на поставку (14 декабря) прошло 17 дней и за это время резко выросли котировки на рынке нефтепродуктов. В частности, госкомпания ссылается на рост котировок индекса газойля на бирже NYMEX — до 488,25 USD/МТ (на 44,5 USD/МТ) и на данные консалтинговой группы А-95, согласно которым выросли оптовые цены на дизтопливо. Также "Укрзализныця" прибегла к экспертизе "Держзовнишинформа", который рассчитал оптовые цены на время запланированной в контракте поставки топлива на уровне — 20,17–20,8 тыс. грн за тонну.

Цена, с которой поставщик выиграл тендер, по данным Oilnews, была ниже средней оптовой. При этом на оптовом рынке дизтоплива с октября 2016 года наблюдалось снижение цен — с 20,6 тыс. грн за тонну до 18,5 тыс. грн за тонну.

В "Центр обеспечения производства" УЗ уточнили, что сразу после подписания контракта 14 декабря "Трейд Коммодити" отгрузила 990,471 тонны — по цене 17,896 тыс. грн за тонну .

Но уже на следующий день стороны договорились повысить стоимость — до 19,685 тыс. грн за тонну. Согласно действующему контракту, "Трейд Коммодити" будет поставлять "Укрзализныце" топливо до конца 2016 года.

"Дополнительный договор предусматривает, что по новой цене (19 685,9 грн/т) нефтетрейдер отгрузит еще почти 17,3 тыс. тонн топлива", — сообщили Delo.UA в ЦОП "Укрзализныци".

Глава "Укрзализныци" Войцех Балчун в интервью "Укринформ" сообщил, что неподписание контракта с этим трейдером могло оставить компанию без топлива.

"Мы заключили контракт по очень привлекательной цене на топливо, но рыночные цены резко пошли вверх... оказалось, что есть риск, что контрагент, которого выбрали во время тендера, может не подписати договор. И тогда мы останемся без топлива", — рассказал Балчун, упомянув, что сейчас топливо поставляется.

Всего компания выиграла два тендера "Укрзализныци" на поставку топлива в ноябре и один — в октябре (еще один в октябре выиграло ЧП "ОККО Бизнес Контракт").

Укрзализныця: закупки дизтоплива
Create line charts

"ВОГ Аэро Джет", который уступил одну гривню на торгах "Трейд Коммодити", выиграл два других тендера на поставку дизтоплива "Укрзализныци".

Причем стоимость топлива, с которой "ВОГ" обошел конкурентов, сейчас ниже обновленной цены "Трейд Коммодити". Впрочем, по закону "О публичных закупках" у других участников торгов есть еще 10 дней на обжалование результатов аукциона, а компания тоже может попросить УЗ откорректировать цену после подписания контракта.

Будущие поставки дизтоплива "ВОГ Аэро Джет"
Create line charts

2016 год запомнился постоянной борьбой поставщиков топлива для "Укрзализныци": "ВОГ", "ОККО" и малоизвестное "Элемент нафта" неоднократно блокировали закупку топлива, жалуясь на действия конкурентов и на "Укрзализныцю" в Антимонопольный комитет Украины (АМКУ).

В течении нескольких лет постоянным и единственным поставщиком топлива для УЗ был "ВОГ". Однако в 2016 году его монополия разбилась: "Укрзализныця", опасаясь срыва поставок топлива, начала разбивать закупки на небольшие партии и привлекать как можно больше участников на аукционы.

В результате, поставщиком дизтоплива успели побывали многие крупные украинские трейдеры, но чаще всех пока побеждают "ВОГ", "ОККО" и "Трейд Коммодити". А на один из тендеров даже подался польский нефтетрейдер Somerton LLC Sp.Z.O.O., но пока и безуспешно.

Закупки топлива "Укрзализныцей" стали горячей темой после того, как компания использовала его страховой запас. После чего поставщики и клиенты начали использовать проблему с запасом топлива для давления на УЗ.