"Укрзализныця" обновит старый парк локомотивов чтобы увеличить грузоперевозки

На пути планов "Укрзализныци" по увеличению грузопотоков может стать ее собственный локомотивно-вагонный парк, который является едва ли не самым старым в Европе и СНГ
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Объем грузоперевозок "Укрзализныци" в январе-августе 2013 года сократился на 5,9% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года и составил 286,3 млн тонн. Это означает снижение доходных поступлений на 2,6 млрд грн.

В "Укрзализныце" уверяют, что готовы увеличить объемы грузоперевозок, в зависимости от направлений, на 10-50%. Однако для этого необходимо провести масштабное обновление локомотивно-вагонного парка, который является едва ли не самым старым в Европе и СНГ. Его физическая изношенность на сегодняшний день превышает 80%. "На Донецкой и Приднепровской железных дорогах (на их долю приходится большая часть грузовых перевозок) основным грузовым электровозом является ВЛ8, разработанный еще в 1953 году. Даже самому новому электровозу этой серии уже 45 лет при том, что их нормативный срок службы составляет не более 30 лет", — говорит Александр Кава, координатор реформы транспортной отрасли координационного центра по внедрению экономических реформ при президенте Украины.

Оптимальной возможностью для модернизации транспортных фондов "Укрзализныцей" является лизинг подвижного состава. По этому пути пошли многие крупные международные компании.

Так, в начале сентября Донецкая, Львовская и Одесская железные дороги по результатам проведенной процедуры госзакупок подписали договоры на поставку 350 локомотивов. Договоры с лизингодателем на приобретение локомотивов заключены сроком на 7 лет с выплатой 9,5% годовых. До этого, системной практикой "Укрзализныци" на отечественном финансовом рынке было кредитование под 13-17% на срок не более 5 лет.

Выбор лизинга как финансового инструмента в Украине обусловлен более привлекательными условиями по сравнению с условиями кредитных договоров. "В мировой практике процентные ставки по лизинговым операциям и банковским кредитам отличаются мало. Иное дело — в Украине: финансовые учреждения предлагают займы по достаточно высоким процентным ставкам, что значительно удорожает пользование кредитом", — отмечает Александр Кендюхов, доктор экономических наук, глава Всеукраинского союза ученых-экономистов.

Преимуществ лизинга перед банковским кредитованием два. Во-первых, условия лизинга в течение всего срока остаются неизменными, тогда как процентные ставки кредитов меняются в зависимости от состояния финансового рынка. Во-вторых, лизинг не требует дополнительного обеспечения (гарантий, залога имущества и т.п.)

Отправной же точкой в поиске "Укрзализныцей" длинных и "дешевых" денег стал май 2013 года, когда перевозчик разместил пятилетние евробонды на $500 млн под 9,5%, одновременно получив рейтинг В агенств Fitch Ratings и Standart&Roor's. "Результаты дебютного выпуска еврооблигаций "Укрзализныцей" можно считать серьезным успехом. Это стало возможным благодаря предпринимаемым в последнее время усилиям по реформированию железнодорожной отрасли, повышению качества финансовой отчетности УЗ, формулированию и реализации сбалансированной финансовой стратеги", — отмечает Марк Магалецкий, старший банкир, руководитель сектора инфраструктуры и энергетики ЕБРР в Украине.

В самой "Укрзализныце" отмечают, что и в дальнейшем будут по возможности отказываться от дорогого банковского кредитования. Как отметил собеседник Delo.UA в главном финансово-экономическом управлении "Укрзализныци", ведомство продолжит поиск новых источников финансирования — возможно, путем выпуска целевых облигаций и долевого участия инвесторов в строительстве объектов железнодорожной инфраструктуры.