В благотворительных акциях помощи детям важны системность и максимальное вовлечение

На "круглом столе" "Благотворители — детям: актуальность в условиях общественно-политического кризиса" обсуждали, как сделать корпоративную благотворительность максимально эффективной и вовлекать в акции как можно больше людей

В Украине существует риск уменьшения объемов благотворительных пожертвований для детей, стариков, людей с ограниченными возможностями. Вполне вероятно, что в сложной ситуации экономического кризиса некоторые компании перенаправят филантропические средства на поддержку армии и переселенцев из Донбасса и Крыма, другие — заморозят филантропические проекты.

Что делать, чтобы такого оттока не произошло? Как увеличить эффективность благотворительных программ для детей? Кого выбирать в партнеры? Зачем вовлекать в корпоративную филантропию еще и потребителей? Эти вопросы обсуждали на "круглом столе" "Благотворители — детям: актуальность в условиях общественно-политического кризиса". Дискуссию организовала компания "МакДональдз", пригласив для участия представителей бизнеса, НГО и частной филантропии.

А началось обсуждение этих актуальных вопросов с трогательной истории о детском патриотизме, которую рассказала Анжелика Рудницкая, модератор "круглого стола". Ребята устроили благотворительный аукцион, лотами которого стали их игрушки и личные вещи, чтобы на вырученные деньги купить бронежилет бойцам в армию.

Кому доверяют украинцы в благотворительности?

Украина сегодня переживает зарождение филантропических традиций. Компаниям стоит поймать эту волну и заниматься вовлечением в свои корпоративные проекты не только сотрудников, но и потребителей и жителей городов присутствия.

О существенных изменениях в отношении к филантропии говорят результаты исследования "Благотворительность в жизни украинцев", проведенного UMG. Для этого было опрошено 400 респондентов — людей старше 18 лет, живущих в 5 крупнейших городах Украины — Киеве, Харькове, Днепропетровске, Одессе и Львове.

Результаты исследования "Благотворительность в жизни украинцев" здесь

Один из самых показательных результатов опроса, говорящий о том, что "лед тронулся": каждый второй житель крупных городов за последние полгода жертвовал на благотворительность (58,7%).

Почему не участвуют остальные 40%? Среди главных причин: недоверие, сомнения, что деньги будут честно потрачены на заявленные цели.

Количество людей, которые начали участвовать в последние полгода в благотворительности выросло на 12%. И больше 50% из "новичков" планируют и в дальнейшем продолжать заниматься филантропией.

Конечно, рост благотворительности вызван, в первую очередь, активными пожертвованиями для бойцов АТО и для переселенцев из Донбасса и Крыма.

А вот вторым по значимости направлением для украинцев является детская благотворительность. И мало того, что она несколько выросла за последние полгода, в дальнейшем число желающих участвовать в помощи детям будет расти, отметила Наталья Бухалова, заместитель гендиректора UMG: "Это связано в верой в то, что нам в будущем не понадобится собирать на помощь армии".

Как осуществляется благотворительность? Практически каждый второй жертвует через волонтеров, так как людям для понимания надежности важен личный контакт.

Каждый третий перечисляет деньги с помощью смс или онлайн. А вот люди, которые помогают детям, отметили, что постоянно пользуются боксами для сбора пожертвований в аптеках и магазинах

Более 85% предпочитают направлять деньги на помощь конкретному ребенку, фамилия и имя которого указываются. 15% тех, кто уже помогает детям, поддерживают инициативы крупных международных компаний.

40% респондентов доверяют благотворительным проектам международных компаний, и еще выше уровень доверия к международным компаниям у тех, кто уже жертвует на помощь детям.

"День счастья в МакДональдз" — опыт 13 лет

Генеральный директор "Макдональдз Украина" Гжегож Хмелярский (на фото) акцентировал внимание на том, что сейчас, конечно же, важно помогать армии, но в такой сложной ситуации в стране не менее актуальна становиться помощь детям, особенно тем, которые имеют проблемы со здоровьем. И тут, по его мнению, важно, чтобы это были продуманные долгосрочные программы — тогда они принесут серьезный результат.

И как пример, он привел программу "День счастья", которая стартовала 1 ноября во всех украинских ресторанах компании и продлится до конца ноября. Поучаствовать в ней могут все желающие, купив акционные сувениры — бумажные "ладошки", силиконовые браслеты, детские книжки.

Кроме того, уже стало традицией, что средства от продажи картофеля-фри, заработанные в один из дней, компания перечисляет в фонд акции.

В этом году на собранные средства приобретут специализированные машины скорой помощи, которые помогут быстро доставлять в стационары кардиобольных детей. Но кроме сбора денег на медоборудование, компания ставит своей целью повышение культуры индивидуальной благотворительности. В данном случае это вовлечение в фандрайзинг как можно большего числа людей. Например, в прошлом году удалось вовлечь в сбор средств более 500 тысяч человек.

И в этом случае особенно важным становится такой момент, как прозрачность: четкие и подробные отчеты о том, куда потрачены деньги, какое оборудование купили, в какие больницы доставили. Что и делает "МакДональдз" на сайте акции. Там можно прочитать, как идут дела со сбором средств в этом году, а так же об итогах прошлых лет.

Так за 13 лет было собрано почти 19 млн грн. Причем каждый последующий год собирают больше, чем за предыдущий. В прошлом году рекордный итог составил 5 миллионов. На собранные за годы проведения программы средства купили и передали оборудование в более чем 50 детских больниц в разных городах Украины. Причем покупают самое необходимое.

Понимая, что вовлекая людей, необходимо дать им возможность перечислять деньги через простой механизм, организаторы акции несколько лет назад внедрили онлайн-формат перевода средств. Сделать свой взнос можно на сайте акции "День счастья" или через платежный терминал "Ощадбанка", ставшего в этом году партнером программы.

По словам начальника управления маркетинга и рекламы "Ощадбанка" Артура Цвинтарного, участие в акции "День счастья в МакДональдз" не останется одноразовой акцией. "Ощадбанк" как раз сейчас подошел к пониманию необходимости внедрения КСО в бизнес-стратегию. В этом году на социальные проекты потрачено более 10% бюджета маркетинга. И в дальнейшем финансовое учреждение намерено активно развивать социальную ответственность.

Давай не рыбу, а удочку

Действительно, перед многими компаниями сегодня стоит вопрос — заниматься помощью армии или продолжать начатые ранее благотворительные программы, — отметила в начале своего выступления Азиза Хамидова, менеджер по КСО "1+1 медиа". К счастью "Плюсам" такого выбора делать не пришлось, так как руководством принято решение проводить акции помощи бойцам АТО, но и запущенные ранее благотворительные программы не "замораживать".

АзизаХамидова, менеджер по КСО "1+1медиа" (справа) и Наталья Бухалова, заместитель гендиректора UMG

Одна из них — благотворительная программа помощи детской больнице ОХМАДЕТ — была представлена подробно участникам "круглого стола". Акцент был сделан на том, на какие моменты стоит обратить особое внимание, чтобы в итоге добиться максимальной результативности.

"Так как компания является приверженцем стратегического и системного подхода к благотворительности, то решили сделать проект постоянным. Он включает поэтапные продуманные действия, — поделилась Азиза Хамидова опытом проведения благотворительных акций.

Первое: компания, проводя благотворительную акцию, борется не с последствиями, а с причиной проблемной ситуации. Второе: используют такой способ сбора средств, который вовлекает как можно большее число телезрителей. Вот какой прием переняли у европейских коллег: все деньги, что были собраны за рекламу в день Святого Николая 19 декабря, направили на покупку специальной центрифуги крови для детской больницы ОХМАДЕТ. Для этой акции были сняты ролики, рассказывающие о проблеме, о том, сколько детей смогут получить медпомощь, если будет куплено необходимое оборудование. Популярные ведущие призывали зрителей посмотреть рекламу в этот день и тем самым помочь в сборе денег. Кроме того, проект был проведен не только в эфире, но и в Интернете — на сайте "1+1".

Третий важнейший аспект успешной реализации благотворительной программы — правильный выбор партнера, считают на "Плюсах". На что прежде всего обращают внимание при выборе — разумеется, на репутацию, на то, какие у партнера есть реальные реализованные проекты, каков их результат.

"Мы эксперты в медиабизнесе, но не эксперты в здравоохранении, закупках медоборудования. Для того, чтобы получить высокий социальный эффект, привлекли партнера — благотворительный фонд "Крона", — рассказала Азиза Хамидова. Этот фонд выбрали потому, что он — член опекунской рады ОХМАДЕТ, хорошо понимает потребности этой больницы, знает цены на оборудование.

А то, что коммерческой компании и НГО удалось начать настоящее партнерство, показала такая ситуация: "Плюсам" удалось собрать около 155 тыс. гривень, но необходимая центрифуга стоила дороже, и "Крона" добавила недостающую сумму. "В результате мы смогли купить то, что надо, а не то, на что хватало средств", — заключила Азиза Хамидова.

Маргарита Сичкарь, частный благотворитель

Другие выступающие говорили о том, насколько важно неравнодушие и умение взять на себя ответственность. Как определила Маргарита Сичкарь такое состояние человека: "Заразился вирусом милосердия".

Анжелика Рудницкая, певица, занимается частной благотворительностью

Говорили и о необходимой поддержке государства, необходимости изменений в законодательстве, касающемся вопросов благотворительности. Затрагивали вопрос о механизмах и инструментах общественного контроля в благотворительной сфере. "Круглый стол" помог найти новых единомышленников тем, кто вопреки кризисной ситуации в стране находит способы продолжать благотворительные программы помощи детям. И тем самым подтверждает свою приверженность философии устойчивого развития.

Фото: Татьяна Довгань