В Госагентстве по инвестициям пояснили, куда "исчезли" $50 млн кредита на "Воздушный экспресс"

В Госагентстве по инвестициям отчитались о судьбе первого транша в $52 млн, полученном в рамках проекта "Воздушный экспресс". Так, $38 млн все еще находятся на счету Эксимбанка Китая, остальные $14 млн были потрачены на проектные работы
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Министра инфраструктуры Максима Бурбака ввели в заблуждение относительно информации о национальном проекте "Воздушный экспресс", а именно об "исчезновении $50 млн", уверяет замглавы Государственного агентства по инвестициям Кирилл Бондарь.

"Вероятнее всего, министра ввели в заблуждение. Мы пытались связаться с ним, но министр сейчас в отпуске. По нашему мнению, если есть данные о нецелевом использовании средств, то министр должен обратиться в Генеральную прокуратуру Украины. Впрочем, с марта 2014 года нас проверяют различные инстанции, и на сегодняшний день нет ни одного дела в суде", — заявил он Delo.UA.

Как пояснил Бондарь, проект "Воздушный экспресс" был инициирован в 2011 году, его вдохновителем выступал аэропорт "Борисполь". Тогда общая стоимость проекта была определена на уровне 4 млрд грн.

"После этого экс-президентом Украины Виктором Януковичем было принято решение о реализации пилотного проекта между Украиной и Китаем. Для этого был выбран "Воздушный экспресс". Общая сумма средств, предполагаемая к получению от Китая, составила $372 млн (в гривневом эквиваленте на то время — 2,9 млрд). Для сокращения общей стоимости проекта было принято решение отказаться от ряда объектов. Кредитный договор был подписан в 2011 году, но он долго ждал подтверждения со стороны Китая. Напомним, что согласие было получено в 2012 году", — утверждает замглавы Государственного агентства по инвестициям. Добавляя, что в то время Украина испытывала сильное давление с китайской стороны, которая инициировала скорейшее начало использование Украиной кредитных средств, поскольку это означала и начало выплаты процентов.

По данным Бондаря, агентство предложило другую схему — сначала разработать проект "Воздушный экспресс".

"Было принято решение разбить кредит на два транша. Первый — $52 млн — на проектирование, выкуп земельных участков и подготовительные работы. Второй транш в размере $320 млн должны были направить на основные работы. Согласно схеме работы, все кредитные средства должны были поступать на счета китайского генподрядчика — он определен в кредитном договоре и договоре подряда. Однако Украина предусмотрела в договоре, чтобы не менее 50% работ и материалов были украинскими", — говорит Бондарь.

Кредит был раскрыт летом прошлого года и первый транш в рамере $52 млн был перечислен на счет китайского генподрядчика.

"Собственно, и сейчас деньги находятся на счету Эксимбанка Китая. За исключением суммы в размере $14 млн, которая была переведена на счет самого ГП "Воздушный экспресс", которые были потрачены на оплату проектных работ украинского проектного института "Киевгипротранс" (входит в Минрегионстрой)", — рассказывает Кирилл Бондарь.

Вместе с тем Бондарь утверждает, что проект "Воздушный экспресс" имеет третью категорию сложности, поэтому он требует согласования со всеми сторонами — аэропортом "Борисполь", "Укрзализныцей" и "Украэронавигацией".

"В этом сейчас главный стопор проекта — "Укрзализныця". Она затягивает процесс передачи земли, хоть и получила уже часть оплаты как субподрядчик от госпредприятия", — говорит он.

Комментарий брала Любомира Ремажевская