В российских поездах появится Duty Free

В погоне за дополнительными доходами российские железнодорожники готовы позаимствовать опыт авиакомпаний

В погоне за дополнительными доходами железнодорожники готовы позаимствовать опыт авиакомпаний. Так, Федеральная пассажирская компания России решила организовать в своих поездах международного сообщения торговлю беспошлинными товарами. Предполагается, что первый duty free на железной дороге появится уже летом в скором поезде Москва — Киев, а затем и на маршруте Москва — Хельсинки.

Дочерняя структура РЖД — Федеральная пассажирская компания (ФПК, оператор поездов дальнего следования) планирует организовать в своих поездах магазины duty free. Предполагается, что пилотный проект будет запущен уже летом в скором поезде "Столичный экспресс", следующем без остановок из Москвы в Киев. Затем компания рассмотрит возможность внедрить подобную услугу и в поезде "Лев Толстой", курсирующем между Москвой и Хельсинки.

Как сообщили в ФПК, ассортимент товаров будет аналогичен тому, что предлагается на борту самолетов (спиртные напитки, парфюмерия и косметика, ювелирные украшения). Кто будет оператором duty free, в компании не раскрывают, ссылаясь на то, что договор еще не подписан. Остается неясным во­прос с обеспечением безопасности пассажиров, ведь именно из-за этого многие авиакомпании сейчас сворачивают продажу алкогольных напитков на своих рейсах либо запрещают употреблять их во время полета.

На данный момент в России около тридцати компаний — операторов duty free (продают товары в аэропортах и самолетах), из них наиболее крупных — пять, говорит заместитель исполнительного директора Ассоциации организаций беспошлинной торговли и торговли на транспорте (БОРТ) Юлия Мещерякова. По оценке БОРТ, в прошлом году продажи беспошлинных товаров составили порядка $1 млрд, при этом на долю продаж на борту пришлось 10-15% этой суммы. На Западе ситуация иная, там продажи в воздухе приносят 30-40% всего дохода, уточняет г-жа Мещерякова.

Как показывает международный опыт, подобный бизнес может приносить железнодорожникам неплохой доход, но в России пока нет соответству­ющей инфраструктуры, на законодательном уровне этот вопрос также до конца не проработан, говорит представитель БОРТ. "Главный вопрос: как РЖД организуют контроль на промежуточных станциях и проследят, чтобы покупатели товаров duty free не сошли на российской границе? Для этого как минимум необходимо организовать систему, позволяющую сканировать билеты пассажиров на предмет их маршрута следования", — считает г-жа Мещерякова.

То же самое должно быть и с железнодорожными вокзалами: как и в аэропортах, система контроля там должна быть организована таким образом, чтобы международная и внутренняя зоны были разделены, а пассажир, прошедший досмотр, не мог бы вернуться назад, уверена эксперт.

Идея организации услуги duty free в железнодорожном сообщении была одобрена государством весной прошлого года, когда правительство разрешило открывать магазины беспошлинной торговли в железнодорожных пунктах пропуска через границу. Планировалось, что первые duty free будут открыты на Финляндском железнодорожном вокзале в Санкт-Петербурге и на вокзале в Выборге, а затем появятся на всех российских вокзалах, где есть международное сообщение. Однако до сих пор такая услуга не предоставляется ни на одном железнодорожном пункте.