В США пытаются выяснить, кто будет виноват при ДТП с участием беспилотных автомобилей

Беспилотные автомобили могут появиться в продаже в ближайшее десятилетие, и американские законодатели пытаются разрешить юридические вопросы, связанные с их появлением на дорогах
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

В начале этого месяца на выставке потребительской электроники в Лас-Вегасе Audi и Toyota продемонстрировали тестовые модели беспилотных автомобилей. На том же мероприятии гендиректор Nissan Карлос Гон заявил, что "беспилотные машины появятся в шоу-румах примерно к 2020 году". Автомобили, которым не нужен водитель, каким бы далеким ни казалось их появление, постепенно становятся реальностью. Первыми на тенденцию отреагировали американские законодатели, стараясь найти способы урегулировать неоднозначные ситуации при появлении автомобилей-роботов на дорогах.

Законодатели штата Аризона в прошлом году пытались принять закон, регулирующий использование беспилотных автомобилей на дорогах штата. Но они не смогли разрешить проблему, кто должен отвечать за аварию, случившуюся с участием "беспилотника": владелец машины, разработавшая технологию компания или автопроизводитель, изготовивший и продавший автомобиль?

Стоит отметить, что Аризона — только один из многих штатов, пытающихся законодательно регулировать появление "автомобилей будущего". Пока законы для автомобилей-роботов были приняты только в Неваде, Калифорнии и Флориде. Невада разрешила компании Google (занимается разработкой технологий для беспилотников), производителю автокомпонентов Continental и Audi тестировать автомобили на дорогах штата, рассказал WSJ директор автотранспортного департамента Невады Трой Диллард.

Робомобилям разрешается ездить по дорогам исключительно для тестирования, они должны предварительно пройти испытания на закрытых гоночных треках в течение 10 тыс. часов, а организаторы — внести залог в $1 млн для покрытия возможного ущерба.

Новые законы не учитывают множества деталей, считает преподаватель Stanford Law School Брайант Смит, исследующий юридические аспекты использования беспилотных автомобилей. Предусмотреть все законодателям действительно сложно. Пример привел законодатель из Аризоны Джефф Диал. После внесения законопроекта в сенат штата с ним связался представитель крупнейшей автоторговой группы "Альянс автопроизводителей" и спросил об ответственности автопроизводителя. На прошлой неделе Диал представил новую версию законопроекта, которая должна успокоить автопроизводителей. Но теперь вопросы возникли у страховщиков, говорит он.

"У нас все еще нет полностью автономного автомобиля, поэтому мы не знаем, с какими проблемами можем столкнуться при его использовании, насколько он будет действительно самостоятельным. Было бы намного проще создать законодательную базу, если бы у нас был готовый продукт", — считает Смит.

Технология сулит "огромные выгоды", считает вице-президент "Альянса автопроизводителей" Глория Бергквист. Но предпочтительнее, чтобы законы об ответственности разрабатывались на федеральном уровне, чтобы избежать "лоскутного одеяла" в законодательстве штатов.

Федеральное правительство США действительно пока мало что сделало для беспилотных машин. Национальная администрация безопасности дорожного движения NHTSA в октябре сообщила, что планирует провести исследование систем автоматизированного вождения, но не выпустила пока никаких правил.