Во что одеть персонал

В некоторых компаниях за несоответствие дресс-коду сотрудников отправляют переодеваться

-код британской компании British Airways запрещает сотрудникам носить ювелирные украшения. Как пишет еженедельник «Новое русское слово» причиной отстранения от работы сотрудницы British Airways летом прошлого года Нади Эйведа стал небольшой крестик поверх форменной одежды.

Менеджер сделал ей замечание. Но Надя отказалась подчиниться ему, объяснив, что крестик — не украшение, а символ веры, в результате чего была уволена. На этом дело не закончилось, Эйведа подала на авиакомпанию в суд, расценив произошедшее как ущемление религиозных убеждений. Однако суд признал законным решение руководства компании.

Скандал из-за маленького христианского крестика имел грандиозные последствия: против действий компании выступили многие политики и архиепископ Йоркский. Сенатор Анн Видкомб даже заявила, что больше не пользуется услугами этой авиакомпании, и призвала к ее бойкоту. Сейчас British Airways сообщила о пересмотре дресс-кода. По новым правилам сотрудники могут носить религиозные знаки поверх униформы — но в виде специальных значков.

Дресс-код — элемент корпоративной культуры, регламент в одежде, который демонстрирует принадлежность человека к той или иной профессиональной или социальной группе, кругу общения.

«Наличие дресс-кода в нашей компании — дань необходимости», — говорит Вероника Кудина, менеджер по маркетингу и PR компании HR Consulting. По ее словам, консультантам рекрутингового агентства постоянно приходится общаться с людьми высокого профессионального и культурного уровня, занимающими ключевые должности в своих компаниях. Деловые встречи составляют не менее 80% рабочего времени рекрутера.

Часто дресс-код — это не просто негласные правила корпорации, а целый документ, определяющий внешний вид сотрудников, — от длины юбки у женщин до процента содержания полиэстера в ткани пиджака у мужчин. «В нашем «Кодексе сотрудника компании» отмечается, что «любому сотруднику компании следует способствовать своей деятельности аккуратностью и опрятностью внешнего вида», — говорит Оксана Лазаренко, специалист по связям с общественностью ИКК «Баланс-Клуб». В компании HR Consulting специального документа с требованиями нет. «Если специалист любит свою работу, хочет строить карьеру в этой конкретной сфере и конкретной компании, нет смысла принуждать его к чему-то с помощью специальных приказов», — объясняет Вероника Кудина.

Зачем нужен дресс-код

В первую очередь, дресс-код используется для клиента. Он демонстрирует уважение к деловым партнерам, что положительно сказывается на репутации компании.

Также дресс-код, как один из инструментов корпоративной культуры, призван дисциплинировать сотрудников, настраивать их на работу, ведь если человек придерживается норм в одежде, он, скорее всего, будет следовать и другим правилам. Кроме того, общий стиль во внешнем виде объединяет людей, способствует ощущению команды. Если же речь идет не просто о деловом стиле, а об униформе, то эта одежда способствует повышению популярности, узнаваемости компании. Помимо всего прочего, дресс-код — отличный инструмент адаптации новичка в коллективе.

Как проконтролировать персонал

Средствами введения новых правил могут быть разъяснение, информирование через корпоративную печать, внутренний сайт, встречи с руководителями. Инструкции с указанием всех обязательств и прав, санкции за их нарушение должны доводиться до сведения каждого сотрудника. «Контроль за выполнением требований у нас возложен на менеджера по персоналу, начальника отдела имиджевой поддержки компании, руководителей других подразделений, — говорит Оксана. — В случае необходимости они проводят индивидуальные беседы с сотрудниками, нарушившими правила». Очень важный момент здесь — личный пример руководителей. И, конечно, компания должна обеспечить комфортные физиологические условия, материальные возможности для приобретения одежды, привлекать сотрудников к процессу выбора моделей, если она для них изготавливается централизованно.

Что же до контроля над соблюдением норм в одежде, то сотрудникам, которые не соблюдают требований дресс-кода, руководители должны делать замечания, а также проводить с ними беседы. В исключительных ситуациях возможно применение наказания — от выговора, объявленного в приказе, до штрафных санкций. Распространенный вариант наказания — не по форме одетый сотрудник отправляется домой переодеваться, поскольку «непригоден к работе», и этот день ему не оплачивается.

В то же время такие санкции применяются не везде. «Никаких санкций для нарушителей у нас не предусмотрено, просто потому, что в них нет необходимости — так уж получается, что в компании работают люди, которые разделяют цели и ценности компании, и которым внутренне близок существующий у нас дресс-код», — говорит Вероника Кудина.