Войне вопреки: как Мариупольскому порту удалось сохранить грузопоток

Несмотря на угрозу того, что Россия возьмет под контроль Керчь-Еникальский пролив и установит высокий тариф прохода через канал, грузовладельцы не спешат покидать Мариупольский морской торговый порт в Азовском море

Одним из следствий аннексии Крыма стало перераспределение грузопотоков в портовой отрасли. Грузооборот портов полуострова в I квартале 2014 года резко сократился на 28,1% в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года — до 2,1 млн тонн, а в связи с тем, что на непризнанные территории не заходят иностранные суда, бизнесу, ориентированному на экспорт, приходится искать другие логистические пути. В частности, осваивать порты материковой Украины. О возможности принять крымские грузы заявляли порты "Большой Одессы" (Одесский морской торговый, Ильичевский, "Южный"), Николаевский, Мариупольский и Бердянский морские порты. Последние два в связи с последними событиями на Донбассе оказались под угрозой. И если потеря Бердянска не станет весомым ударом по украинскому экспорту, то остановка Мариуполя негативно отразится на портовой отрасли и затронет горнодобывающую и металлургическую.

(Не)военное положение

Мариупольский морской торговый порт (ММТП) входит в четверку крупнейших портов Украины и может перерабатывать свыше 17 млн тонн грузов в год. Наиболее популярными для перевалки в этом порту являются металлы, уголь, строительные грузы. Так, в 2013 году через Мариупольский порт прошло 8,5 млн тонн черных металлов, уголь и кокс составили 3,1 млн тонн, строительные грузы — 2,2 млн тонн. Всего через ММТП в 2013 году перевалили 14,6 млн тонн — 9,8% от общей перевалки в морских портах Украины.

В случае проблем с перегрузкой в первую очередь пострадают экспортеры, направляющие грузы в Европу — около 73% экспортного потока порта идет в этом направлении; 16% от общего объема поставляется в Африку и на Ближний Восток, 6% — в Азию и 5% — в Америки (Северную и Южную).

Несмотря на происходящие события в Украине, грузопоток в порту не уменьшился, а наоборот, увеличился. "В порту отмечается тенденция к увеличению грузопотока, особенно металлопродукции. Появились дополнительные объемы грузов в направлении США. Сейчас грузовладельцы, наоборот, стараются переориентировать грузы в сторону Мариупольского порта", — сообщил Delo.UA Георгий Романенко, начальник пресс-службы ММТП.

Информацию о росте грузопотока подтверждают и в Администрации морпортов Украины (АМПУ). По данным ведомства, за 4 месяца текущего года грузопоток Мариупольского МТП составил 3,95 млн тонн, что на 4,7% больше результата за аналогичный период прошлого года. АМПУ сообщает, что Мариупольский МТП на сегодняшний день принимает часть грузов, которые ранее переваливались в портах АРК. "К примеру, уголь — из Керченского порта, глину — из Феодосийского, металлогрузы — из Севастополя", — отметили в пресс-службе администрации. Однако более точную информацию об объемах роста перевалки продукции в ММТП здесь предоставить не смогли.

Об увеличении объемов грузоперевалки в Мариуполе также говорит основной грузовладелец, который обеспечивает 68% загрузки порту — группа СКМ Рината Ахметова. "Объемы грузов группы планомерно увеличиваются несмотря на сложную ситуацию в регионе и стране в целом. Как сообщили Delo.UA в пресс-службе СКМ, за 4 месяца 2014 года объемы перевалки через Мариупольский МТП грузов СКМ и привлеченных компанией "Портинвест" (входящей в состав группы Ахметова) грузов других отправителей выросли почти на 11% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. В компании отметили, что не видят необходимости в перераспределении грузов на другие порты Украины.

Рисковый канал

По данным за 2013 год, доход ММТП составил 1,1 млрд грн ($0,093 млрд по курсу НБУ на 21 мая). Впрочем, эксперты отмечают, что сейчас посчитать возможные потери от ухода грузовладельцев из порта не представляется возможным. "Так как в порту нет частных стивидорных компаний, то доходы порта включены в доходы от перевалки. Если грузы уйдут, доходы тоже", — объясняет Андрей Исаев, старший консультант компании "ЦТС-Консалтинг". По его словам, все зависит от того, насколько затруднительно будет работать грузополучателям и судовладельцам с Мариупольским портом.

Впрочем, источник Delo.UA, близкий к руководству ММТП, отметил возникновение определенных проблем с оформлением грузов. "Фактически, портовая сделка считается завершенной и оплачивается только после прохода загруженных судов через Керчь-Еникальский пролив", — отметил он. Но ни одно из официальных лиц эту информацию ни подтвердить, ни опровергнуть не смогло.

Такие допущения отнюдь не излишни в контексте нынешних российско-украинских отношений. Портовики и власть имущие сетуют — от нынешней крымской власти можно ожидать решения о перекрытии Керчь-Еникальского пролива, и тогда суда из вышеуказанных портов не смогут выйти в Черное море с умеренной логистикой.

Также самопровозглашенная власть может установить тариф загранплавания, который сейчас платят российские грузовладельцы. Сейчас, по данным предприятия "Росморпорт", Россия за прохождение Керченского пролива платит канальный сбор в размере 3,99 руб./1GT (около 0,12 по курсу Центробанка РФ на 21 мая) для всех типов судов, кроме накатных, наплавных, контейнеровозов и наливных. Ежегодный доход Украины от пользования иностранными судами каналом и лоцманским сопровождением составляет около $80 млн в год. Если РФ установит свой контроль, то Украина будет платить либо такой же тариф, либо более высокий.

"Альтернативная" реальность

Андрей Исаев считает преждевременными разговоры об уходе грузов из Мариупольского порта. "Это возможно, если РФ закроет Керчь-Еникальский канал, а это пока маловероятно", — аргументировал эксперт. Если же теоретически рассматривать ситуацию, при которой грузоотправители могли бы перестать пользоваться услугами ММТП, то принять грузы смогут в Николаевской и Одесской областях.

Учитывая загрузку мощностей по перевалке генеральных и навалочных грузов в Николаевском регионе, стоимость ж/д доставки в эти порты для грузовладельцев будет выше, чем до ММТП, что снижает конкурентоспособность. По словам эксперта, припортовые ж/д станции некоторых портов (например, Одесский МТП, работающий в акватории Южного предприятия) могут не справиться с таким дополнительным грузопотоком, но распределение грузов между всеми портами решит эту проблему.

Эксперт подчеркнул, что какой бы порт ни выбрал грузоотправитель, он будет работать на пределе своих возможностей. "Все вышеуказанные порты универсальны, и все зависит выбора компании. Но если вдруг грузы из Мариупольского порта будут перенаправлены в другие порты, то последние будут работать на пределе", — подытожил эксперт.

Например, сейчас суточные портовые мощности Одесского морского торгового порта (ОМТП) позволяют пропускать 1500-2000 тонн угля, металлоконструкций — 700 тонн, труб большого диаметра — 800 тонн. Мощности Ильичевского порта позволяют кроме всего прочего переваливать импортные руды и цветные металлы. Валовая интенсивность обработки судна составляет 15-18 тыс. тонн в сутки.

В "Южном" порту обрабатывают суда по схеме погрузки "склад-судно" и могут ежесуточно переваливать уголь в объеме 12 тыс. тонн, окатышей — 30 тыс. тонн, чугуна — 15 тыс. тонн и 10 тыс. тонн слябов. Херсонский морской порт обрабатывает металлоизделия в объеме 100 тонн, а металлолома — 600 тонн. В целом порты "Большой Одессы", Николаевский и Херсонский могут принимать и переваливать металл, уголь и стройматериалы, что соответствует основной номенклатуре грузов группы СКМ.

Исаев предположил, что если все-таки грузоотправители будут рассматривать вариант перенаправления грузопотоков из Мариупольского МТП в другие порты Украины, то затраты на ж/д логистику могут вырасти на $7-15 за тонну груза.

В самой группе СКМ пока не смогли ответить, как изменятся затраты на транспортировку.

Вместе с тем источник на рынке прокомментировал Delo.UA, что "сейчас сложно ответить однозначно, поскольку система перенастраивается и логистические затраты зависят от многих факторов и вариантов логистических решений".

В целом говорить об угрозе для перевалки в Мариуполе и судоходства через Керчь-Еникальский пролив пока рано. Но ключевыми остаются вопросы стабилизации ситуации в Украине и пока еще призрачные риски удорожания прохода украинскими судами Керченского пролива.

Великий морской путь: через какие "ворота" в Украину приходят корабельные грузы

Загрузка...