За что портовый Гамбург назван самым чистым городом Европы

Экологическая столица Европы — этого звания в 2011 году удостоился немецкий портовый город Гамбург. Впервые титул самого европейского "зеленого" города Еврокомиссия отдала в прошлом году Стокгольму.

Новый, 2011 год, жители Гамбурга отметили новым рекордом: 30 тонн мусора осталось на улицах города от новогодних ракет и хлопушек. На 5 тонн больше, чем в предыдущем году. Дыма, чада, мишуры и мимолетного блеска было хоть отбавляй. И, может быть, кто-то из горожан вспомнил, что встречали не только Новый год, но и новое почетное звание — Гамбург избран экологической столицей Европы 2011 года. 

Гамбург выиграл среди 34 кандидатов

Выбирают экологическую столицу Еврокомиссия и представители экологических организаций. Советник городского управления по экологическим вопросам Кристиан Маас объясняет, что Еврокомиссия при этом исходила из трех критериев.

Во-первых, чего уже добились города-кандидаты: чистота воздуха, защита от шума, защита климата.

Во-вторых, какие у города планы на будущее.

В-третьих, что готов город сделать для популяризации самой идеи европейской экологической столицы.

Вот в этом соревновании Гамбург и выиграл среди 34 кандидатов. Отношение к этому званию у одних вполне восторженное, у других — скептическое.

Представитель Союза защиты природы Александр Поршке формулирует это так, что, мол, никуда не денешься. Среди слепых и одноглазый — король. Выходит, в других городах положение еще хуже, если Гамбург выиграл.

Город, где можно обойтись без машины

В Гамбурге действительно можно обойтись без собственного автомобиля — здесь достаточно густая сеть общественного транспорта. По подсчетам, в среднем жителю города достаточно пройти 300 метров до ближайшей остановки. Это неплохо для города с населением в 1 млн 800 тысяч жителей.

Несколько раз в году объявляется «воскресенье без автомобиля». Нет, конечно, пользоваться машиной никто не запрещает, но зачем, если в эти дни проезд на всех видах общественного транспорта бесплатный?

В городе действует программа защиты климата. На нее выделяется до 25 млн евро в год. Деньги идут на утепление помещений, консультации по энергосбережению и финансирование общегородской системы проката велосипедов. Правда, велосипедные дорожки полны выбоин, а на починку в городской казне нет денег.

До 2020 года Гамбург намерен сократить выбросы углекислого газа на 40% по сравнению с годом 1990-м. А до 2050-го — даже на 80%. Правда, как конкретно город собирается реализовать эти амбициозные планы, пока неясно.

«Зеленая» теория и серая практика

Воздух в Гамбурге действительно чистый: город портовый, на семи ветрах. С шумом — хуже. Представитель Союза за защиту окружающей среды и природы Манфред Брааш указывает, что 120 тысяч горожан живут в кварталах, где уровень шума вреден для здоровья.

Совсем плохо с утилизацией мусора. Гамбург только в этом году вводит систему раздельного сбора отходов, которая давно уже стала нормой в большинстве немецких городов. Кроме того, рядом с Гамбургом строится новая мощная электростанция на угле. Несмотря на все очистные сооружения, выбросы углекислого газа на практике, скорее всего, не снизятся, а возрастут.

Впрочем, подсчеты подобных выбросов на душу населения все равно хромают. Если подсчитать лишь «бытовой» баланс, то получаются хорошие результаты. Но если добавить промышленные выбросы, то цифры получаются уже иные. И действительно, административные центры всегда выигрывают по сравнению с промышленными, даже там мало делается для защиты климата.

Экологи против спонсоров

Союз за защиту окружающей среды и природы вообще отказался участвовать в программе «Экологическая столица Европы», потому что основной спонсор, концерн Siemens — лидер атомной энергетики в Германии. И вот он-то и использует программу в рекламных целях.

А всего город сумел привлечь около 600 крупных и мелких спонсоров. На упреки экологов сенатор Гамбурга по экологическим вопросам Херлинд Гунделах отвечает, что, конечно, речь идет о пиаре. И, естественно, спонсоры преследуют свои собственные цели. Но защита климата — это та сфера политики, где без пиара не обойтись. А для этого нужны деньги.

Энергия танцоров  -  в электричество

Программа «Экологическая столица Европы» открылась на рыночной площади перед ратушей соревнованиями по танцам. При чем здесь экология? Дело в самой танцплощадке. Она преобразует энергию движения танцоров в электричество. Сам танцуешь, сам себя и освещаешь.

Правда, идея с английским названием Sustainable dancefloor не нова. Такие танцплощадки уже используются не только на особых торжествах, но и на обычных дискотеках. Аналогичный проект естьв Тулузе, власти которой пытаются сделать городское освещение делом самих пешеходов.

Поезд идей за 4 миллиона евро

Но главный аттракцион — «Поезд идей». Город вложит в эту идею 4 млн евро, по одному миллиону спонсоры: железнодорожный концерн Deutsche Bahn и Siemens. Поезду предстоит совершить что-то вроде агитпробега по всей Европе с остановками в 18 городах. Посетителям предложат мультимедийную информацию по защите климата.

Но и об аттракционах не забыли. Например, посетитель в Цюрихе или Варшаве может совершить виртуальную поездку по Гамбургу. Но, ясное дело, не на машине, а на общественном транспорте или на велосипеде, чтобы не загрязнять среду обитания.


www.bfm.ru