Зачем Лакшми Митталу металлоторговый проект в Украине

На "АрселорМиттал Кривой Рог" сообщили об открытии склада металлопродукции в Одессе — первой из шести запланированных площадок по торговле стальным прокатом в Украине. Какие задачи решает за счет этого сетевого проекта украинский метактив Лакшми Миттала?

На криворожском комбинате группы ArcelorMittal (основной бенефициар — английский бизнесмен индийского происхождения Лакшми Миттал) решили приблизить свою продукцию к потребителю. В августовском номере газеты "Металлург", корпоративного издания ПАО "АрселорМиттал Кривой Рог" (АМКР), опубликована информация об открытии в Одессе склада предприятия общей вместимостью 10 тыс. тонн проката. Для него в конце июля отгрузили 66 тонн арматуры. Помимо этого вида стальной продукции через данную площадку намерены продавать "непосредственно потребителям" из южного региона страны также катанку и сортовой прокат.

Официальная цель и финоценки

"В будущем мы планируем открыть 5 собственных складов в разных регионах Украины, что даст нам возможность максимально охватить территорию внутреннего рынка", — приводится в информации комментарий директора по продажам ПАО "АМКР" Даса Праджота. Как следует из его слов, этот шаг продиктован ситуацией на мировом рынке металлопродукции, которая "заставляет производителей задействовать все резервы для поддержания конкурентоспособности".

В какой период предприятие намерено выстроить сбытовую сеть полностью, сколько финресурса это потребует, в каких еще городах будут открыты новые площадки и какой объем продаж планируется осуществлять с них за год, в пресс-службе АМКР к моменту публикации этой заметки уточнить не смогли. В прошлом году комбинат произвел 5,7 млн тонн стали и 5,44 млн тонн готового проката, 86% металлопродукции было поставлено на внешние рынки. "В нынешнем году показатель экспорта остался на том же уровне — 85-86%", — сообщил глава киевского представительства АМКР Владимир Ткаченко. Но конкретизировать подробности создания комбинатом собственной сети дистрибуции он не стал.

Источники Delo.UA на металлотрейдерском (вторичном) рынке страны затрудняются оценить сумму инвестиций, требуемых на реализацию заявленного в Кривом Роге металлоторгового проекта. "Многое зависит от способа выхода на рынок — приобретение площадок или их аренда, оснащение склада оборудованием и др", — сказал один из металлоторговцев. Более или менее просчитываются, по его словам, затраты на формирование товарной части. Если исходить из среднерыночной цены тонны арматуры в Украине на уровне 5900 грн ($725 при курсе 8,14 грн/долл.), то полное наполнение одесского склада АМКР исключительно арматурным прокатом может быть оценено в $7,25 млн.

В госпредприятии "Укрпромвнешэкспертиза" (УПЭ) говорят, что в последнее время цены на арматуру в стране составляют 660-670 $/тонн, катанку — 640 $/тонн. В данном случае стоимость товара на одесском складе комбината (при его заполнении по общей вместимости) составит порядка $6,5 млн. Думается, с той или иной степенью погрешности обе эти цифры можно проецировать и на другие пять площадок, запланированных к открытию в рамках всего сетевого проекта АМКР.

Украинские нюансы складской металлоторговли

"АрселорМиттал Кривой Рог" — последний из крупных украинских производителей металлопроката, который выходит в сегмент складских продаж. В стране далеко не первый год работают известные металлоторговые сети. Одна из наиболее значительных принадлежит группе "Метинвест" Рината Ахметова и Вадима Новинского — 17 площадок в Украине с годовым объемом продаж металла в 1 млн тонн. Вторая — Украинской горно-металлургической компании (УГМК), которая выступает официальным дистрибьютором метпредприятий корпорации "ИСД", подконтрольной пулу российских инвесторов. Эта компания владеет общеукраинской сетью из порядка 30 супермаркетов металла; объем продаж УГМК за 2012 год составил свыше 465 тыс. тонн стальной продукции.

Разговоры о создании АМКР собственной дистрибьюторской сети в среде отечественных металлоторговцев велись с 2009 года. "Представители комбината несколько раз "прощупывали" рынок на предмет приобретения в Украине или создания "с нуля" своей сети. Наконец, решились", — рассказывает наш источник. Но при этом он сомневается, что украинская сеть дистрибуции позволит предприятию, которое завершило прошлый год с чистым убытком свыше $360 млн, ощутить заметный финансовый позитив. По крайней мере, в ближайший год.

Заход в сегмент трейдерских продаж (автомобильные партии товара с возможностью комплектации многочисленными видами проката и предоставлением спектра услуг — от обработки предлагаемого металла до его доставки клиенту) заметно повышает затраты на осуществление сбыта в сравнении отпуском продукции с завода (вагонные нормы с комплектацией не более чем по 2-3 позициям). Причем маржа при реализации с металлобазы — в сравнении с заводской отпускной ценой — может быть приемлемой лишь в случае предоставления дополнительного сервиса мелкооптовым (розничным) клиентам. "Если использовать металлоцентры как склады, то заработок там минимальный, — это часть системы сбыта. Если же дорабатывать металл, то маржа достигает примерно 10%", — таким образом в интервью для "ТОП-100" (№2 за июль-август 2013 года) обрисовал нынешние реалии вторичного металлорынка страны Дмитрий Николаенко, директор по продажам группы "Метинвест".

Эксперты Delo.UA из сферы металлотрейдинга далеко не уверены, что сетевой проект АМКР будет спозиционирован именно как сервисная торговля прокатом. "В случае обычных перепродаж с торговой площадки маржа в сегменте арматуры сегодня составляет до 2% — на этом много не заработаешь. Разве, что на больших объемах продаж", — говорит источник. И выражает сомнение, что в нынешней ситуации с потреблением металла в Украине комбинат сможет существенно увеличить реализацию на внутреннем рынке через новый для себя канал сбыта.

Конкурентные ограничители на ближайшую перспективу

"Скорее всего, эти склады в первое время будут использоваться в качестве неких распределительных центров. С них смогут брать металлопрокат АМКР нынешние клиенты комбината в том или ином регионе — промпредприятия или те же металлоторговцы", — размышляет один наш эксперт. Другие высказывают предположения вплоть до тех, что свой первый склад АМКР больше будет использовать для целей перевалки металлопродукции, экспортируемой из Одессы. (В морском торговом порту этого города предприятие прибегает к услугам сторонних стивидорных компаний. Собственный и небольшой по перегрузочной мощности "Никмет-Терминал" группы ArcelorMittal работает в Николаевском морпорту).

Версия о том, что свои склады металлопродукции могут быть необходимы АМКР с иной целью, кроме непосредственного наращивания внутриукраинских продаж металла, в некоторой степени подтверждает и топ-менеджмент предприятия. "Мы параллельно решаем еще несколько важных задач: сократить время доставки продукции к клиентам, снизить стоимость перевозок, эффективно использовать собственные ресурсы, тем самым увеличив прибыль предприятия", — цитирует "Металлург" и такие слова руководителя по продажам криворожского меткомбината.

Если предположить, что после создания собственной дистрибьюторской сети АМКР сможет оборачивать в месяц один товарный запас по каждому из шести складов, то с годовыми продажами в 600-700 тыс. тонн проката предприятие вполне войдет в тройку лидеров украинского металлотрейдинга — наряду с "Метинвест-СМЦ" и УГМК. Но эти планы еще следует реализовать; нынешнюю ситуацию на отечественном вторичном рынке металла оптимальной назвать нельзя.

Во-первых, тренды пока не слишком благоприятствуют планам комбината. По данным маркетингового центра УГМК, в I полугодии-2013 емкость украинского рынка металлопроката по сравнению с январем-июнем 2012-го сократилась на 21%, до 2,767 млн тонн. Конечно, падение наблюдалось не по всем сегментам; на рынке катанки, которую производит АМКР, напротив, в отчетный период зафиксирован подъем — 15% год-к-году. Но в этом секторе традиционно играют по правилам b2b: метизные заводы, потребляющие в качестве сырья катанку, приобретают ее напрямую у производителей. И посредством организации складской торговли новых клиентов в данной нише особо не привлечешь.

Во-вторых, конкуренты не дремлют. Холдинг "Метинвест" в последние годы уделяет особое внимание продажам арматурного проката в стране. Соответствующее производство последовательно развивается на входящем в эту группу Енакиевском МЗ и его перекатном филиале — Макеевском МЗ; холдинг располагает собственными мощностями по выпуску сортовой металлопродукции и на болгарском Promet Steel. И это приносит свой результат. Во II квартале 2013-го группа Ахметова и Новинского нарастила производство длинномерного проката на 60 тыс тонн в сравнении с январем-мартом этого года — до 670 тыс. тонн, сообщается на сайте "Метинвеста" в объявлении о производственных результатах за I полугодие-2013. Указанный рост обосновывается увеличением заказов на рынке Болгарии и оживлением спроса на сортовую продукцию в Украине.

В рамках глобальной стратегии?

В стратегическом отношении, впрочем, собственный сетевой проект в Украине криворожскому меткомбинату нужен. "Работать на вторичном металлорынке с потребителями небольших партий проката вне своей торговой площадки попросту нельзя", — утверждает Павел Перконос, директор по развитию проекта Delphica (аналитическая структура УПЭ).

"Полная вертикальная интеграция — от производства сырья (в состав АМКР входит железорудное производство — Ред.) до сбыта конечному покупателю обработанной продукции — логичный шаг развития, который позволяет охватить маржу по всей бизнес-цепочке", — говорит аналитик ИК Concorde Capital Роман Тополюк. По его данным, в 2012 году за счет привлекательных экспортных цен предприятие увеличило продажи за рубеж на 16%, а поставки на внутренний рынок упали на 14%. "Несмотря на это снижение, комбинат остался крупнейшим игроком на рынке арматуры, катанки и прутков — с долей более 40%. Развивая собственную сеть сбыта, предприятие сможет упрочить позиции и увеличить рентабельность отгрузок на внутренний рынок", — полагает аналитик.

В последующие годы для эффективной конкуренции с другими производителями, АМКР необходима своя сеть дистрибуции металла, уверена и Людмила Ткач, директор украинского представительства Centrostal Łódź S.A. (металлоторговля и обработка проката в Польше на ряде активов). "Тем более что в других европейских странах ArcelorMittal владеет сетями металлоцентров", — добавляет она.

"В Европе рынок в значительной мере формируется посредниками — через них проходит около 65% всей стали, потребляемой в регионе. Традиционно отрасли с более или менее стандартными требованиями к качеству продукции (строительство, металлоконструкции, общее машиностроение) обслуживаются дистрибуцией. По сути, именно на этот сегмент потребителей преимущественно ориентирован продуктовый ряд криворожского предприятия", — рассказывает Александр Сирик, вице-президент консалтинговой компании RCG. По его словам, типичными условиями успешности работы европейских дистрибьюторов являются близость к заказчику, наличие и ассортимент продукции на складе, сжатые сроки поставки; набор сопутствующих услуг при этом, как правило, минимален — порезка, размотка бунтов, гибка и др.

Стальная группа Лакшми Миттала располагает своей дистрибуцией во Франции, Великобритании, странах Бенилюкс, Испании, Германии и Польше. Система дистрибуции ArcelorMittal занимает первое место на рынке Европы (с долей порядка 20% из 145 млн. тонн стали, реализованной в ЕС-27 в 2011 году). И хотя в отношении своих западно-европейских активов в корпорации последовательно реализуют сценарий со сворачиванием ряда мощностей, что вызвано не лучшей экономической ситуацией в ЕС (годовое потребление стали ниже производственных мощностей примерно на 50 млн тонн), для восточных рынков здесь усматривают перспективы.

Надежды у Миттала возлагают на Турцию, СНГ и Ближний Восток — в связи с большей ожидаемой отдачей по сравнению с продажами во Франции, Германии и Испании. Для нашей страны в стратегии сетевых продаж крупнейшей сталеплавильной корпорации мира, судя по одесскому "складскому начинанию" ее криворожского актива, отведена пусть и не главная, но также "роль развития".

Источник данных в таблице: оценки ИК Concorde Capital