Это новое delo.ua. Cайт работает в тестовом режиме

Закупки на ProZorro: Что нужно знать о жалобах и требованиях

За все время работы ProZorro в системе было подано 34,17 тысячи жалоб и 22,58 тысяч требований. О нюансах работы с этими инструментами порталу Delo.UA рассказали эксперты торговой площадки Zakupki.Prom.ua? официального участника системы ProZorro, и юридической компании "Правое дело"

В тендерах, которые объявляются через Систему электронных публичных закупок ProZorro, есть два правовых способа повлиять на заказчика: жалоба и требование. Чем отличаются жалоба и требование? В каких случаях и что из них нужно подавать и каких ожидать результатов?

Жалоба в публичных закупках — это документ, который подается участником тендера в Антимонопольный комитет Украины (АМКУ). Этот комитет в соответствии с Законом Украины "О публичных закупках" является органом обжалования в сфере публичных закупок. Подается жалоба в тех случаях, когда участника не устраивают условия тендера или решение заказчика относительно его предложения или предложения конкурента.

В случае удовлетворения жалобы Антимонопольный комитет Украины может обязать заказчика:

  • внести изменения в условия тендера;
  • отменить неправомерное решение/решения;
  • отменить тендер.

Требование в публичных закупках — это вид обращения, который подается участником заказчику, если участника не устраивают условия тендера или если не понятны причины отклонения его предложения.

Требования рассматривает непосредственно заказчик — организатор тендера. По результатам рассмотрения требований касательно изменения условий тендера заказчик может внести соответствующие изменения или отказать в удовлетворении требования. Если же поставщик требует разъяснения по поводу отклонения его предложения, то заказчик обязан дать более подробный ответ о причинах такого отклонения.

Непонимание разницы между жалобой и требованием имеет ощутимые последствия. Бывают случаи, когда участник подает требование через функционал подачи жалобы. В такой ситуации АМКУ считает, что ему подана жалоба, которая не содержит оплаты, и оставляет ее без рассмотрения. А заказчик, в свою очередь, не дает ответа на требование участника, так как требование к нему просто не попадает.

Похожая ситуация происходит и с жалобами — участники подают их через сервис подачи требований. Проблема та же: жалоба остается неудовлетворенной, поскольку не сформировалась соответствующая карточка и АМКУ просто ее не видел. Если участник вовремя понял свою ошибку и у него остался срок на подачу, то он может подать жалобу, как положено. Или же вернуть деньги, уплаченные за обжалование.

Все требования и жалобы подаются через площадку участника в электронном виде. Подача требований бесплатная. За подачу жалоб необходимо оплачивать сбор:

  • 5 000 грн по торгам, где предмет закупки — товары или услуги;
  • 15 000 грн по торгам, где предмет закупки — работы.

Требование к заказчику подается в свободной форме.

Жалоба должна соответствовать требованиям Статьи 18 Закона Украины "О публичных закупках" и рекомендациям АМКУ, которые размещены на их сайте в разделе "Деятельность в сфере публичных закупок".

Подать жалобу можно независимо от того, было ли подано ранее требование. Сроки подачи жалоб — от 2 рабочих дней до 10 календарных, в зависимости от процедуры. Подробная информация о сроках указана в законах Украины "О публичных закупках" и "Об особенностях осуществления закупок товаров, работ и услуг для гарантированного обеспечения потребностей обороны".