Защита от офисных мошенников: какие приемы бизнес может позаимствовать у государства

Коррупция и мошенничество — проблема не только государства, но и бизнеса. И если скандалы с воровством на государственном уровне часто становятся публичными, то о внутреннем мошенничестве бизнес предпочитает не рассказывать. Однако и тут есть исключения. Какие четыре приема компании могут позаимствовать у чиновников — в колонке Ирины Педь, директора ООО "Экспертная группа "S&D"

Новости о разоблачении коррупционеров и расхитителей государственного имущества все чаше попадают в прессу. Чиновники, ворующие бюджетные средства… Судьи, вымогающие деньги за судебную защиту пострадавших… Врачи и учителя, отказывающие в бесплатном лечении и образовании…

Хотелось бы думать, что преступные склонности чиновников и бюджетников связаны исключительно с особой разлагающей средой госсектора. Но коррупция является лишь разновидностью более глобального явления, которое в полной мере проявляется и в бизнес-среде. Речь идет о мошенничестве сотрудников на рабочем месте.

Компания Kroll (США), специализирующаяся на обеспечении финансовой безопасности бизнеса, ежегодно проводит международное исследование данных о мошенничествах на рабочем месте.

Результаты неутешительные. По итогам 2015 года, более 60% опрошенных Kroll компаний сообщили о том, что стали жертвами мошеннического поведения сотрудников.

Не менее чем в трети случаев мошеннические действия были совершены при участии представителей среднего и топ-менеджмента.

Еще одним международным исследованием установлено, что в среднем злоумышленникам-сотрудникам удается реализовывать мошеннические схемы без разоблачения до полутора лет. И чем дольше срок мошеннических действий, тем большими становятся сумы хищений.

Вот только в прессу и в правоохранительные органы заявления о мошеннических действиях менеджмента попадают крайне редко. Даже при значительных хищениях собственники предпочитают не привлекать правоохранителей.

Причин несколько. Недобросовестные сотрудники часто владеют инсайдерской информацией, разглашение которой принесет бизнесу большие убытки, чем сумма похищенного. Сведения о недобросовестном менеджменте повредят репутации компании и ухудшат атмосферу в коллективе. Да и не хочется тратить время и деньги на судебные тяжбы.

Те немногочисленные случаи, которые все же были доведены до суда, раскрывают стандартные модели хищений.

Главный бухгалтер издательского дома в течение двух лет регулярно осуществлял переводы денежных средств предприятия на счета своей компании и на личный счет. В частности, якобы в оплату за бумагу и офисную мебель, которые фактически предприятие не приобретало (уголовное дело № 461/2159/15-к).

Руководитель отделения банка не закрыл кредитную карточку клиента, возвращенную с заявлением о расторжении договора о кредитной линии. И в течение года регулярно осуществлял снятие через банкомат денежных средств по незаконно используемой карточке (уголовное дело № ЄУН193/688/15-к).

Начальник отделения страховой компании более двух лет, подделывая бланки договоров, заключал договоры о добровольном страховании имущества граждан и присваивал страховые взносы (уголовное дело № 387/509/15-к).

Закрытость информации о фактах внутреннего мошенничества имеет свои негативные последствия. Бизнес ограничен в возможностях обмена опытом их выявления и предотвращения. А это замедляет развитие систем защиты бизнеса от сотрудников-мошенников.

Вот где может пригодиться заимствование подходов государства к борьбе с коррупцией. Противостояние коррупционеров и реформаторов убедительно продемонстрировало: улучшения наступают только тогда, когда внедряются системные решения, позволяющие проконтролировать выполнение рисковых операций сразу же после их выполнения.

Рассмотрим основные из них.

1) Внедрение системы фиксации действий, создающих финансовые риски

Государство провело системную автоматизацию своих информационных потоков. В частности, внедрен ряд реестров, в которых в режиме реального времени фиксируются юридические действия и юридически значимая информация — от данных о регистрации предприятий до сведений об утраченных паспортах. Помимо удобства для пользователей информации, такая система ограничивает возможность умышленного искажения данных и нарушения сроков принятия решений.

Для бизнеса защита от сотрудников-мошенников обеспечивается автоматизацией бизнес-процессов, сопровождающихся повышенными финансовыми рисками. Значительное количество мошенничеств стали возможны потому, что существовал разрыв во времени между совершением рисковых операций и получением информации о них контролирующими лицами. Автоматизированные системы сбора данных устраняют временной разрыв.

2) Установление четких процедур выполнения операций, создающих финансовые риски

Мы наблюдаем, с каким трудом удается устранять коррупцию из системы госзакупок. Чиновники отчаянно борются за ручной механизм определения тендерных условий и принятия тендерных решений. Успеха удается достичь лишь в тех секторах, где внедряется четкая и легко контролируемая процедура принятия решения о расходовании бюджетных средств.

Бюджет расходов предприятий — такое же поле сражения. Склонные к мошенничеству сотрудники всеми силами отстаивают сохранение непрозрачных систем учета финансовых данных. Задача собственников — настоять на внедрении четко регламентированных бизнес-процессов принятия финансовых решений и оперативной фиксации финансовых данных.

3) Создание обособленного органа с правом контроля высших должностных лиц

Для расследования коррупционных правонарушений, совершаемых высшими должностными лицами страны, государству пришлось создать отдельный орган — НАБУ. Он специализируется на предотвращении угроз финансовой безопасности государства. И его деятельность старательно ограждается от вмешательства представителей любых органов власти.

В бизнесе защита финансовых интересов собственника тоже должна обеспечиваться сотрудниками, которые неподконтрольны менеджменту. Для этих целей создается подразделение внутреннего контроля, подчиняющееся напрямую собственникам. Его сотрудники, помимо общего контроля финансовых рисков бизнеса, наделяются полномочиями в оперативном режиме контролировать риски, создаваемые решениями и действиями руководителей предприятия.

4) Поддержание обратной связи с исполнителями

Оперативная информация от пострадавших или свидетелей коррупционных действий позволяет быстро пресекать преступления чиновников. Для сбора оперативных сведений весной текущего года была открыта возможность сообщить о фактах коррупции непосредственно через сайт НАБУ. Предоставлена даже возможность направления анонимных сообщений.

Подобная система обратной связи крайне важна и для предприятий.

Упомянутым выше исследованием компании Kroll было установлено, что в среднем более 40% выявленных фактов внутреннего мошенничества были раскрыты благодаря информации, полученной от сотрудников и бизнес-партнеров. При этом в компаниях, внедривших инструменты сбора информации о недобросовестном поведении (телефонные или электронные "горячие" линии), этот показатель возрастал до 50%, тогда как в компаниях без систем обратной связи составлял лишь около 30%.

Противостояние мошенничеству — непростая задача, у которой нет финишной линии. Как только системы внутреннего контроля устраняют возможности для одних видов злоупотреблений, мошенники изобретают новые лазейки. Это означает, что забота о финансовой безопасности является неотъемлемой составляющей системы жизнеобеспечения бизнеса, значимость которой вряд ли будет снижаться с течением времени.