Завод за $4 млн: кто и зачем купил Керченский судоремонтный

"Ювас-Транс" рассчитался с государством за Керченский СРЗ. Зачем этой компании завод, который уже прошел через одну неудавшуюся приватизацию?
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

ООО "Ювас-Транс" провело сделку с Фондом государственного имущества (ФГИ) Украины по выкупу единого целостного имущественного комплекса Керченского судоремонтного завода (КСРЗ). За предприятие, приватизационный конкурс по которому был объявлен и проведен в декабре 2013 года, в конце января 2014 года в госбюджет было перечислено 30,25 млн грн (порядка $3,78 млн по актуальному на тот момент официальному курсу НБУ).

История разгосударствления КСРЗ достаточно туманна. За последние пять лет ФГИ "продавал" Керченский судоремонтный завод не единожды. На этот раз, похоже, предприятие все же нашло хозяина.

Приватизация "с отказом"

Впервые Фонд госимущества выставил на продажу 98,04% акций КСРЗ в 2011 году за 39,8 млн грн (почти $5 млн). Но тогда соответствующий приватизационный конкурс отменили из-за отсутствия заявок. Второй раз в приватизационном ведомстве попытались продать этот актив в сентябре 2012 года. Аукцион показал стоимость завода в 34,445 млн грн, его победителем стало производственно-коммерческое предприятие "Мерлин-2" (как утверждают керченские СМИ, основное направление деятельности "Мерлина-2" — производство мебели), которое внесло 10% стоимости предприятия. Эти порядка 3,5 млн грн, по данным местных масс-медиа, были направлены на погашение заработной платы рабочим КСРЗ.

Договор купли-продажи между ФГИ и "Мерлин-2" был подписан через полгода, 28 февраля 2013 года. Это время понадобилось на оформление необходимых документов. Однако завершение той сделки остановилось по странным причинам. До 8 мая 2013 года компания "Мерлин-2" должна была внести по ней 31 млн грн плюс НДС. Но не внесла, и договор купли-продажи расторгли.

Интересно, что "Мерлин-2" был зарегистрирован в Украине непосредственно перед торгами (за 20 дней), впрочем, как и другая компания, которая принимала в них участие. Усмотреть за такими претендентами опыт в сфере судоремонта (что было обязательным условием участия в конкурсе) можно, но разве что при большом старании…

Третью и скорее всего последнюю попытку разгосударствления Керченского СРЗ, по которой предприятие отошло "Ювас-Трансу", можно назвать "скидочной". Декабрьский конкурс по активу объявили со стартовых 30,22 млн грн — почти на 10 млн грн ниже, чем первоначальная цена на завод, заявленная Фондом в 2011 году.

Собственниками ООО "Ювас-Транс" с уставным капиталом 60 млн грн, по данным ИА "Интерфакс-Украина", выступают руководитель компании Ярослав Народицкий (65%), а также Анатолий Народицкий (25%) и Олег Васенко (10%). Среди видов деятельности компании в информации на ее сайте указано экспедирование грузов, агентирование судов, доставка на них продуктов питания, судового снабжения и оборудования. Чистый доход "Ювас-Транс" в 2012 году сократился в 3,8 раза — до 6,28 млн грн, тогда как чистый убыток вырос в 3,8 раза — до 1,34 млн грн. Показатели за 2013 год компания пока не оглашала.

Зарплатный "бонус"

По условиям этой приватизации, текущую задолженность КСРЗ по заработной плате "Ювас-Транс" обязан погасить в кратчайшие сроки. И надо сказать, что такая формулировка — не случайность. По разным сведениям, задолженность предприятия по зарплатам перед своим персоналом — от 4 до 8 млн грн. Последний пикет по этому поводу работники предприятия провели в октябре прошлого года. Предметом недовольства стала деятельность двух фирм, арендующих судоремонтные мощности предприятия по договору, заключенному с предыдущим его руководством.

"Деньги за ремонт судов частники получили, но с заводом не рассчитались", — заявил на том митинге и.о. директора завода Владислав Рассулов. По данным КСРЗ, по итогам девяти месяцев 2013 года его балансовый убыток составлял 2,462 млн грн при объеме реализации 12,965 млн грн и стоимости активов 36,11 млн грн. Кредиторская задолженность за тот же период составила 35,482 млн грн, дебиторская — 3,581 млн грн.

В пресс-службе "Ювас-Транса" журналисту Delo.UA сообщили, что "уже начались погашение долгов по заработным платам". Подтвердить эту информацию на самом Керченском СРЗ не удалось — телефоны предприятия, номера которых указаны на его веб-сайте, несколько дней подряд не отвечали.

"Частные" перспективы

"Учитывая тот факт, что КСРЗ относится к той же отрасли, что и "Ювас-Транс", то, вероятно, в перспективе владельцы попытаются укрепить свои позиции на рынке", — предполагает директор аналитического департамента Pro-Consulting Александр Соколов. Он не исключает, что завод при новом собственнике составит конкуренцию другим предприятиям судостроительной отрасли.

В самом же "Ювас-Трансе" сообщили, что в случае с Керченским СРЗ своей первоначальной задачей видят повышение конкурентоспособности завода за счет его техразвития. "Модернизация и переоснащение основных производственных фондов требует значительных средств, о привлечении которых ООО "Ювас-Транс" ведет переговоры со Сбербанком России в Украине. Для того чтобы вывести Керченский судоремонтный завод на новый уровень, предстоит восстановить паспортные глубины доковой ямы для восстановления возможности ремонта судов морского и смешанного типов, а также буксир "Эльтиген" мощностью 1 200 л. с." — говорят в компании.

В программе модернизации также обозначены капитальный ремонт плавдока №33 для предъявления на класс Регистра, ремонт офисных и складских помещений под дальнейшую сдачу в аренду, постройка слип-системы для малотоннажного флота. "Объем инвестиций до 2018 года составит более 52 млн грн, из которых более 46 млн грн — привлеченные среедства. Это позволит в 2018 году достичь уровня производства продукции стоимостью более 74 млн грн", — утверждают в "Ювас-Трансе".

Хотя планы компании относительно Керченского судоремонтного и выглядят привлекательными, отраслевые эксперты утверждают, что в кризисный период достичь таких результатов будет очень трудно. Источник Delo.UA в ассоциации "Укрсудпром" говорит, что в настоящий момент судоремонтом в нашей стране занимаются в том числе и все судостроительные заводы. При этом Керченскому СРЗ играть придется из "задних рядов". По рейтингу "Морских бизнес-новостей Украины" в 2012 году предприятие заняло последнее место среди десяти судостроительных компаний страны. "ГП "КСРЗ" последние три года работало себе в убыток. Общая сумма убытков за период с июля 2010 по июнь 2012 год составила 11 млн грн", — указывали составители этого рейтинга.

"Отрасль переживает непростой период. Конкурировать в таких условиях для КСРЗ очень непросто", — утверждает наш источник в отраслевой ассоциации. И допускает, что по истечении некоторого времени завод попросту "превратят" в частный портовый комплекс в Керчи.