Зона доступа: что изменится на авиарынке из-за новых правил назначения на маршруты

Госавиаслужба представила проект новых правил эксплутации воздушных линий. Согласно предложениям чиновников, авиакомпании смогут легче получать направления, но спрос за невыполнение взятых обязательств будет строже

Государственная авиационная служба (ГАС) Украины разработала проект "Порядка предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий". Он не скандален и даже сдержанно-оптимистичен, в сравнении с предыдущей версией, известной на рынке как приказ Госавиаслужбы №686, который едва не уничтожил конкуренцию на украинском авиарынке.

В частности, в первом варианте приказа №686 предлагалось, что больше 50% акций авиакомпаний должны принадлежать государству Украина или ее гражданину, летать на международных рейсах можно только через год полетов на внутренних рейсах по Украине.

После бурных протестов небольших авиаперевозчиков, введение спорных норм сначала отсрочили на год, а со сменой руководства в Госавиаслужбе от данных норм вовсе отказались.

Новое руководство Госавиаслужбы на этом не остановилось и представило свой вариант правил назначения.

Журналист Delo.UA посетил общественные слушания по новому документу и изучил, что же может измениться в авиационной отрасли Украины. И как будет работать Комиссия по рассмотрению вопросов относительно прав на эксплуатацию воздушных линий (Комиссия), в состав которой входят представители ГАС.

Оперативность и ответственность за решения

Информация о решениях Комиссии будет публиковаться на сайте в три раза быстрее — за один день вместо трех.

Решениям и ответственности вообще уделили много внимания. Половину времени, отпущенного на общественное обсуждение, участники рынка и активисты потратили на уточнение ответственности руководства Госавиаслужбы, условий обжалования решений Комиссии. Как иронично отметили представители "Международных авиалиний Украины" (МАУ), нужно ведь знать чьи решения оспаривать в суде — главы Госавиаслужбы или Комиссии по рассмотрению вопросов относительно прав на эксплуатацию воздушных линий.

Дискуссия по этому вопросу так и не завершилась однозначным решением, поэтому представители Госавиаслужбы попросили прислать все предложения по изменениям в правила до 24 марта.

Сроки обжалования остаются прежними — 20 дней, при этом условия рассмотрения жалоб на решения службы прописаны куда детальнее. Жалоба рассматривается в течение 10 дней, и если она удовлетворена, то Госавиаслужба должна отменить решение Комиссии в течение 5 рабочих дней.

Доступ к небу

По-прежнему для получения права эксплуатировать воздушную линию, перевозчик должен иметь сертификат эксплуатанта и/или лицензию. А также оплатить счета-фактуры государственных сборов. Отметим, что данное правило не касается МАУ — компания отсудила право не платить государственные авиационные сборы на время разбирательства об их законности. Остальные авиакомпании взимают сбор с пассажиров и уплачивают перед подачей заявки на маршрут.

При этом новые правила делают невозможной передачу или продажи права на эксплуатацию линии другому авиаперевозчику.

Исключением станут коммерческие договоренности — договора о совместной эксплуатации воздушных линий (код-шеринг).

Получить разрешение на коммерческие договоренности, а также на внутренние и международные перевозки, где нет ограничений частоты рейсов и количества авиаперевозчиков, станет намного проще. Комиссия рассматривает такие заявки в течение 7 рабочих дней с даты получения и не выносит рассмотрение таких заявок на заседание.

Тогда как в остальных случаях авиаперевозчики должны успеть подать заявки до 15 числа месяца, а рассматривать их будут в 20-х числах месяца.

Представителям отрасли показался спорным пункт 3.6 проекта новых правил: Право на эксплуатацию воздушной линии для выполнения авиаперевозок в других странах предоставляется сроком не более двух лет. В ходе дебатов от данного пункта решили отказаться. Но окончательно решение станет известно после 24 марта, когда закончится сбор предложений к проекту.

Пропавшие акционеры и жесткий контроль использования линий

Первые версии Приказа №686 получили скандальную известность из-за требования о преимущественном владении 50% уставного капитала или акций государством Украина, украинским юрлицом или физлицом-резидентом Украины. Вкупе с годичным ограничением на международные маршруты при рассмотрении заявки это давало преимущество авиакомпании МАУ.

В действующих правилах, по приказу №222, требование об акционере трансформировалось в обязанность при подаче заявки на эксплуатацию линии указывать крупнейшего акционера и контроллера перевозчика.

А в новых правилах упоминаний об акционерах нет совсем.

В Госавиаслужбе настаивают, что требование о преимущественном владении не относится к сфере регуляции правил распределения прав на маршруты. К тому же, информацию о преимущественном владении компании и так раскрывают — при лицензировании.

Поэтому предоставлять эту информацию еще и при рассмотрении заявки на назначение — избыточное требование.

С другой стороны, новые правила заметно строже к выполнению перевозчиком своих обязательств. Например, по нынешним правилам авиакомпания теряет право на эксплуатацию, если не использует его 12 месяцев. По новым предлагают лишать компании права эксплуатации линии, если оно не используется полгода.

Этот пункт вызвал ожесточенные дискуссии: компании часто получают право эксплуатации на весь год, но используют его сезонно. Поэтому, возможно, в окончательную версию документа он не попадет.

Что касается критериев, по которым будут рассматривать заявки авиакомпаний, то их детализировали. Как и раньше, будут учитывать фактическое использование имеющихся прав, регулярность полетов (но за месяц, а не за полгода, как раньше). Предлагают не учитывать уплаченные в госбюджет средства за последний год. Зато хотят учесть количество маршрутов, которые выполняют общественно важные перевозки (перевозки с длительностью, регулярностью, заполняемостью и тарифами, которых авиаперевозчик не стал бы придерживаться, если бы руководствовался собственными коммерческими интересами).

Таким образом, даже компании-новички смогут на более справедливых условиях соревноваться за новые направления.