Электронное администрирование НДС: концепция и основные проблемы

Эксперты PwC Украина об особенностях системы электронного администрирования НДС, которая будет внедрена в Украине с 1 января 2015 года

С 1 января 2015 года в Украине будет внедрена система электронного администрирования НДС. Основной целью нововведений является борьба с "налоговыми ямами". Такая цель должна быть достигнута путем того, что покупатель не сможет признать налоговый кредит до тех пор, пока продавец не пополнит свой НДС-счет (в денежной форме или путем использования своего налогового кредита). Таким образом, налоговый кредит покупателя будет всегда обеспечен средствами, уплаченными поставщиками (по всей цепочке поставки) на их специальный НДС-счет.

Основные принципы электронного администрирования НДС сводятся к следующему:

• Все налоговые накладные будут выписываться в электронном виде (бумажная форма не предусмотрена) и будут подлежать регистрации в Едином реестре налоговых накладных независимо от суммы НДС в такой накладной. При этом срок регистрации налоговых накладных останется прежним — 15 календарных дней с даты выписки накладной.

• Каждому налогоплательщику будет открыт специальный НДС-счет в банке, определенном Кабинетом Министров Украины. Такие НДС-счета будут открыты автоматически на основании реестров, поданных налоговыми органами. Целью таких счетов является формирование гарантийной суммы, обеспечивающей обязательства по НДС, подлежащие уплате в бюджет.

• Электронная система учета НДС будет определять потенциальную сумму налоговых обязательств, на которую налогоплательщик сможет выдать налоговую накладную. Если при выписке налоговой накладной сумма налоговых обязательств будет превышать сумму налогового кредита такого налогоплательщика, то он не сможет зарегистрировать такую налоговую накладную в Едином реестре налоговых накладных до тех пор, пока не перечислит недостающую сумму со своего расчетного счета на специальный НДС-счет.

• Налогоплательщики будут продолжать подавать декларации по НДС в налоговые органы, при этом, независимо от размера налогоплательщика, декларации по НДС должны будут подаваться в электронной форме (бумажная форма не предусмотрена).

• По результатам поданных деклараций по НДС налоговые органы будут формировать реестры с информацией о налогоплательщике и сумме НДС, которая подлежит уплате в бюджет. На основании таких реестров будут перечисляться средства в бюджет с НДС-счета.

• В случае недостаточности средств на НДС-счете для уплаты согласованных налоговых обязательств в бюджет, налогоплательщик должен будет пополнить НДС-счет. Также остается возможной оплата налога в бюджет с расчетного счета налогоплательщика.

Таким образом, данная система предполагает зависимость налогового кредита покупателя от налоговой "добросовестности" продавца. При этом у покупателя не остается возможности признать налоговый кредит, в случае, если продавец должным образом не выполнил свое обязательство и не предоставил покупателю правильно оформленную налоговую накладную, зарегистрированную в Едином реестре налоговых накладных, поскольку в соответствии с новыми правилами, жалоба более не будет являться основанием для признания налогового кредита. Таким образом, перед налогоплательщиком будет стоять важная задача — определиться, работать ли с недобросовестными продавцами или нет, и как их выявить на этапе построения деловых отношений. Для этого, возможно, потребуется внедрение дополнительных процедур контроля в отношении своих поставщиков.

Также следует отметить, что хотя декларируемая цель — избавление от налоговых ям — возможно, и будет достигнута, однако, внедрение новой системы администрирования НДС, к сожалению, может негативно повлиять на добросовестных налогоплательщиков и привести к следующим основным проблемам:

• Негативное влияние на денежные потоки налогоплательщиков.

Внедрение специальных НДС-счетов приведет к тому, что фактически уплата НДС будет осуществляться путем предоплаты, а не после подачи декларации по НДС (как это происходит сейчас). В связи с этим многим налогоплательщикам придется привлекать дополнительные источники финансирования (например, кредитные средства), что может оказать негативное влияние на финансовые показатели компаний.

Более того, нынешние формулировки принятого Закона не предусматривают возможность возврата переплаченных сумм со специального НДС-счета на расчетный счет налогоплательщика. Это приведет, к "замораживанию" денежных средств налогоплательщиков.

• Увеличение времени и расходов на учет НДС.

Учитывая негативное влияние электронного администрирования НДС на денежные потоки, налогоплательщикам придется оптимизировать распределение денежных средств путем правильного планирования покупок и продаж. Кроме того, налогоплательщикам придется постоянно контролировать баланс на НДС-счете для того, чтобы вовремя пополнить его денежными средствами. Это существенно увеличит трудозатраты и, соответственно, расходы на оплату труда. Особенно эта проблема будет актуальна предприятиям с разветвленной филиальной структурой.

• Солидарная ответственность, вызванная работой с недобросовестными поставщиками.

Поскольку упраздняется механизм, позволяющий признать налоговый кредит путем подачи жалобы на поставщика, входной НДС может стать дополнительным расходом для налогоплательщика, который приобретает товары, работы, услуги у недобросовестных поставщиков. Таким образом, ответственность за такого продавца будет нести покупатель.

Учитывая вышеизложенное, стоит отметить, что идея, заложенная в принятом Законе, является достаточно прогрессивной, поскольку нацелена на более прозрачный механизм администрирования НДС и искоренение бича нашей экономики — "налоговых ям". Вместе с тем, формулировки Закона, к сожалению, несовершенны и имеют ряд недостатков, которые могут привести к негативным последствиям для налогоплательщиков. Поэтому, для того, чтобы система электронного администрирования НДС работала должным образом, налоговым органам необходимо будет решить ряд вопросов, в том числе, вопрос возврата переплаты со специального НДС-счета на расчетный счет налогоплательщика. Решение проблемных вопросов не позволит полностью избежать негативного влияния на добросовестных налогоплательщиков, однако сможет минимизировать его.